Безынерционные катушки (в рыболовной среде "мясорубка"), пожалуй, самые популярные из всех видов других катушек. Они отличаются простотой применения, универсальны для разных видов снастей и могут быть использованы для поимки как хищника, так и вполне мирной рыбы.
Предлагается в данной теме делиться опытом выбора, эксплуатации и ухода за б/и катушкой.
Обзоры "б/и" катушек от наших комрадов приветствуются и будут торжественно помещены в шапку данной темы!
Немного прозы:
1) Передаточное число:
- от 5,2:1 и выше - скоростные (компактные, легкие катушки, рассчитана на легкие снасти, ими оснащаются спиннинговые снасти под "лайт", "ультра-лайт", могут применяться для ловли на поплавочную легкую снасть, легкие сбирулино);
- от 4,6:1 до 5,2:1 - средне-скоростные, универсальные (могут применяться при блеснении на тяжелые приманки,ловле на "джиг" на глубине и сильном течении, могут применяться для бомбарды, хороши для ловли на "тирольскую палочку" хариуса);
- условно от 3,5:1 - до 4,5:1 - тихоходные (предназначены для ловли очень крупных экземпляров рыбы, применяются для троллинга, для донных снастей, позволяют работать с большой нагрузкой и большими диаметрами лески, часто оснащаются байтраннером)
2) Размер шпули:
- 750-2000 - легкий класс, чаще всего используются для "ультра-лайтовых" и "лайтовых" снастей;
- 2500-3500 - средний класс (более универсальный), может использоваться для троллинга, джига, блеснения на средние и тяжелые приманки, сбирулино, пикер (некрупные экземпляры), ловли на поплавок (в проводку и в стоячей воде), ловли на тирольскую палочку;
- 4000-5000 - средне-тяжелый класс и тяжелый, применяются для троллинга, джига на тяжелые приманки в глубоких водоемах с целью поимки трофейных экземпляров, тяжелые блесна, пилькеры (источники...) используются также для ловли на фидер, отлично подходят для ловли хариуса на тирольскую палочку;
- от 6000 и в гору (есть и 14000...) - "карповый класс" - выдерживают космические нагрузки от сопротивления очень больших экземпляров
3) Количество подшипников:
Чем больше подшипников, тем выше устойчивость механизма и лучше качество работы. Малое количество подшипников приводит к "тяжелой", неравномерной работе ротора и редуктора и, как следствие, неравномерной намотке, люфтам, повышенному износу и, при активной эксплуатации, в конечном итоге, к поломке катушки. Согласно данным различных сайтов, рассматривать катушку к покупке можно начиная с 4-х подшипников в ее составе (не относится к китайским "ноунеймам").
4) Фрикцион:
Незаменимая вещь, которая позволяет отыгрывать рывки рыбы во время поклевки, особенно при вываживании крупной рыбы. Фрикцион также может играть важную роль при ловле на ходу - в случае зацепа позволяет минимизировать нагрузку на снасти при ее освобождении, в то время как шнур или леска находятся в постоянном натяжении, чем облегчается визуальный контроль и спуск со шпули.
Фрикционный тормоз бывает основным и дополнительным.
Основным (по расположению) на катушке фрикцион бывает:
- передним - считается более удобным, так как позволяет более точно отрегулировать усилие заранее; - задним - позволяет изменять усилие на сматывание лески в процессе вываживания.
Дополнительным фрикционом называют байтраннер. Обычно устанавливается на катушках для донных снастей, предназначенных для поимки крупных экземпляров рыбы. Включается и отключается рычажком, расположенным сзади катушки. Особенно данный механизм полезен, когда нет постоянного контроля снасти. Так что если закинули донку, оснащенную катушкой с байтраннером и ушли в лагерь за чаем, то не забудьте установить рычажок в нужное положение, можете сберечь снасти и отдых ;)
5) Рукоятка:
От качественной рукоятки зависит комфорт проводки приманки и вываживания рыбы. Важно, чтобы положение рукоятки можно было поменять "слева-направо" и наоборот (не каждому удобно осуществлять подмотку только левой или правой рукой... ), чтобы при оборотах рукоятки не было люфтов или непроизвольного складывания (для механизмов с защелками)
6) Лесоукладыватель:
Механизм лесоукладывателя (в общем) состоит из дужки лесоукладывателя и направляющего ролика. Оба должны изготавливаться из нержавеющей стали или титана и иметь хорошо отполированные поверхности, чтобы снизить механическое воздействие на плетеный шнур или леску. Ролик лесоукладывателя должен свободно вращаться.
Для начала надо четко определиться для каких целей катушка покупается и в каких условиях будет использоваться. Также заблаговременно нужно прикинуть бюджет, на который рассчитываете.
Согласно источников и мнению экспертов, для выбора катушки нужно следовать некоторым правилам:
- катушка должна иметь баланс с удилищем, то есть удочка, оснащенная катушкой не должна "клевать кончиком" или откланяться назад, иначе ловить такой снастью будет некомфортно и при активной, длительной ловле рыболов может быстро устать;
- при вращении ручки катушки не должно слышаться посторонних шумов, скрипов, биения. Также должны отсутствовать подозрительные люфты в осях и других элементах механизмов. Допускается незначительный люфт шпули вдоль оси штока;
- работу дужки лесоукладывателя следует проверить с десяток раз - при отбрасывании дужка должна четко фиксироваться и не захлопываться самопроизвольно. Открываться и закрываться она должна без заеданий. При закрытии дужки леска должна попадать всегда на направляющий ролик;
- нужно визуально внимательно осмотреть и проверить на ощупь шпулю (шпули, если есть в комплекте вторая), механизм лесоукладывателя. Царапины, ощутимая шероховатость и сколы не допускаются;
- фрикционный механизм должен регулироваться легко, без лишних усилий. При наличии байтраннера нужно обязательно проверить четкость его срабатывания. Стопор обратного хода должен легко переключаться из положения в положение. При отключенном стопоре обратного хода ротор катушки ни в коем случае не должен вращаться в обратную сторону.
Идеально, конечно, проверить соответствие заявленному производителем в спецификации, количества подшипников, а также материалы шестерней, но это в магазине, представляется мало вероятным..., да и дома перебирать только что приобретенный девайс мало кому захочется...
Остается надеяться на честность продавцов, которые точно знают, что товар приобретался не на серых рынках, а у проверенного поставщика - дилера бренда. ;)
Как пишут, единой классификации нет, по ряду обозначений у разных производителей могут возникать вопросы. Однако, есть и систематизированные шпаргалки (взято с источников в интернете):
Наиболее часто встречаются у разных производителей:
Индексы катушек Shimano (в моделях аббревиатуры могут комбинироваться):
Гавкнулась Ультегра, начинается лифт в Твинах. Что взять, чтобы работало качественно и стабильно. Нагрузки - тирольки, бомбарды, рыба до 10 кг.
хоть вопрос и не ко мне, но думаю что под тирольки (сбиро не в счет) следует выбирать катушку с максимальными тяговыми характеристиками и как следствие минимальной передаткой - 1:4,6-4.8. в качестве некоего эталона можно рассмотреть старый твин PG, но его сейчас найти трудновато. Новый - идет без реверса, нужно привыкать. как вариант - сертейт или форс от дайвы. после твина рыбачить катушками классом ниже будет сложновато и некомфортно.
Да вот с визита на Кр. площадь и впал я в уныние сегодня. Много нового, красивого, ребята твои теорию, конечно знают, но мне уже практика важнее. Вот ты про реверс на новых Твинах (это которые на стендиках?) сказал, а я тебя даже не понял. А как без реверса? Но идея правильная. Денег не жалко, но и за понты неохота переплачивать, учитывая, что катушка - это расходник для рыбака. Кроме Шимано толком ничего не знаю.
лорд А такой вопрос.У катух слабое место подшипник ролика.По идее что на Твине ,что на Ультегре полетит считай в одно время?Я прав.И еще,почему стали делать маленький ролик,по идее и подшипник меньше?Что ответишь?
Андрей, ну и позвал бы меня, крысу офисную, в зал, показал бы, рассказал, чего знаю.
реверс - это типо переключатель внизу(сзади) катушки. катушка всегда крутится только в одну сторону. инженеры шимано решили, что их топовые катушки не должны иметь слабых мест, и в своих топовых катушках отказались от самого слабого места катушек при критических нагрузках - реверса. я такое объяснение слышал. стеллы апонские давно такие идут, щас и до твинов добрались.
с одной стороны поначалу не удобно, с другой - полдня помучился, а потом как всю жизнь так и рыбачил. примерно как при переходе с невской на безинерционную.
А такой вопрос.У катух слабое место подшипник ролика.
а вот не согласен. у меня такого ни разу не было, просто со временем ход хуже становился, люфты появлялись в передаче, некомфортно становилось, да и душа всё время чего-нибудь нового просит.
думаю что проблема с роликом может быть или на совсем никакой катушке, или при явно силовом ее использовании, т.е. сумашедший диаметр плетни, затянутый фрикцион, явный перегруз по приманке, и т.д. к примеру ставить 2500 по шимане на тирольку - преднамеренно ее убивать. и не только ролик.
WolanD, Это катушка для совсем одаренных! Раньше , хоть два варианта было - вперед-назад , теперь и этого лишают. Это как комп с одной кнопкой на клаве - вкл-выкл! У монгола спрашивают - как по вашему будет "вперед"? - "Урлумша" - говорит. а как будет слово - "назад"? - А нету у нас такого слова! - ???? А как же вы обходитесь ? - А мы разворачиваемся , говорит, и опять "Урлумша!" Лучше водки хуже нет!
Андрей, принеси твин, разберем, посмотрим, может и не всё так страшно. может просто резиновый уплотнитель между ротором и статором порвался. по симптомам похоже. если так - там делов на 5 минут. не того уровня катушка, что бы так просто взять и сломаться.
У меня внизу переключатель ,можно крутить в обе стороны,это реверс?
да, именно так.
Quote (WolanD)
А потому, что в азарте всегда перекручиваю, включаю реверс и слегка опускаю блесну перед забросом. А тут дужку надо откидывать?
не всё так просто. если вертлюг влетел в тюльпан - дужку так просто не откроешь, обратного хода лески то нет.
просто в то время, когда ты включаешь-выключаешь реверс на твоей катушку, на этом одним движением сбрасываешь леску фрикционом повернув шпулю. дело привычки. мне Пугач рычаг реверса на сертейте обломал, я им щас так и рыбачу. привык, разницы не вижу.
тяжело только когда постоянно меняешь катушку с реверсом на катушку без реверса. паришься.
Сообщение отредактировал лорд - Понедельник, 26.07.2010, 22:49
как вариант - сертейт или форс от дайвы. после твина рыбачить катушками классом ниже будет сложновато и некомфортно.
Вот тут пожалуй присоединюсь... Другой вопрос, не задавит жаба рублей 20-30 за катуху отдать, или пожертвовав немного в ощущенияж взять ту-же райобу или драгон рубля за три. Передатка там кстати правильная, и укладка винтовая (бесконечник) присутствует. В общем на тяжелые вещи как говорят "маст хэв".. Хотя, если напряга финансов нет, безусловно надо искать что-то выше классом. Странно только, что в твине люфт, там насколько я помню, ручка на винте, без шестигранников. Или твин уже из новых, которые раньше биомастерами звали. Если уже совсем в все плохо с живучестью, тогда надо из морских чего-то искать, ту-же салтигу дайвовскую или другие сурфовые катушки.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
если вертлюг влетел в тюльпан - дужку так просто не откроешь, обратного хода лески то нет.
Володь, можно еще шпулей шнур отпустить она при незатянутом фрикционе запросто назад прокручивается и шнур стравливает. А потом, если надо, можно и дужку откинуть Ну вот.. не дочитал... а ты про это-же пишешь одним движением Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Эд, Во! И у меня впечатление складывается , что те модные катухи в ценовом диапазоне от 6-ти до 12-ти тыров , разваливаются со скоростью , сравнимой с "бютжетом"! Но "бютжет" он и в Африке "бютжет", а платить за красивые буковки на сравнимых с "бютжетом" катушках , чего-то в лом. Лучше уж подкопить на сертейт , или взять три бютжетных. Лучше водки хуже нет!
Турнамент форс пожалуй вряд-ли купит А катушка - супер Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Во! И у меня впечатление складывается , что те модные катухи в ценовом диапазоне от 6-ти до 12-ти тыров , разваливаются со скоростью , сравнимой с "бютжетом"!
А чего от них хотеть, если они либо в китае, либо в малайзии, а то и ваще во вьетнаме собраны... Я не говорил хохму, когда разобрал для смазки две одинаковые дайвы, а у них подшипников разное количество? Узкоглазые чего-то мутят Хотя конечно мне твин представлялся монстром надежности, ну где-то рядом со стеллой, а в итоге получается кю.. Хотя если у него европейский твин, который до этого побывал японским биомастером, то все понятно. А может и сдох не глобально Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов