Безынерционные катушки (в рыболовной среде "мясорубка"), пожалуй, самые популярные из всех видов других катушек. Они отличаются простотой применения, универсальны для разных видов снастей и могут быть использованы для поимки как хищника, так и вполне мирной рыбы.
Предлагается в данной теме делиться опытом выбора, эксплуатации и ухода за б/и катушкой.
Обзоры "б/и" катушек от наших комрадов приветствуются и будут торжественно помещены в шапку данной темы!
Немного прозы:
1) Передаточное число:
- от 5,2:1 и выше - скоростные (компактные, легкие катушки, рассчитана на легкие снасти, ими оснащаются спиннинговые снасти под "лайт", "ультра-лайт", могут применяться для ловли на поплавочную легкую снасть, легкие сбирулино);
- от 4,6:1 до 5,2:1 - средне-скоростные, универсальные (могут применяться при блеснении на тяжелые приманки,ловле на "джиг" на глубине и сильном течении, могут применяться для бомбарды, хороши для ловли на "тирольскую палочку" хариуса);
- условно от 3,5:1 - до 4,5:1 - тихоходные (предназначены для ловли очень крупных экземпляров рыбы, применяются для троллинга, для донных снастей, позволяют работать с большой нагрузкой и большими диаметрами лески, часто оснащаются байтраннером)
2) Размер шпули:
- 750-2000 - легкий класс, чаще всего используются для "ультра-лайтовых" и "лайтовых" снастей;
- 2500-3500 - средний класс (более универсальный), может использоваться для троллинга, джига, блеснения на средние и тяжелые приманки, сбирулино, пикер (некрупные экземпляры), ловли на поплавок (в проводку и в стоячей воде), ловли на тирольскую палочку;
- 4000-5000 - средне-тяжелый класс и тяжелый, применяются для троллинга, джига на тяжелые приманки в глубоких водоемах с целью поимки трофейных экземпляров, тяжелые блесна, пилькеры (источники...) используются также для ловли на фидер, отлично подходят для ловли хариуса на тирольскую палочку;
- от 6000 и в гору (есть и 14000...) - "карповый класс" - выдерживают космические нагрузки от сопротивления очень больших экземпляров
3) Количество подшипников:
Чем больше подшипников, тем выше устойчивость механизма и лучше качество работы. Малое количество подшипников приводит к "тяжелой", неравномерной работе ротора и редуктора и, как следствие, неравномерной намотке, люфтам, повышенному износу и, при активной эксплуатации, в конечном итоге, к поломке катушки. Согласно данным различных сайтов, рассматривать катушку к покупке можно начиная с 4-х подшипников в ее составе (не относится к китайским "ноунеймам").
4) Фрикцион:
Незаменимая вещь, которая позволяет отыгрывать рывки рыбы во время поклевки, особенно при вываживании крупной рыбы. Фрикцион также может играть важную роль при ловле на ходу - в случае зацепа позволяет минимизировать нагрузку на снасти при ее освобождении, в то время как шнур или леска находятся в постоянном натяжении, чем облегчается визуальный контроль и спуск со шпули.
Фрикционный тормоз бывает основным и дополнительным.
Основным (по расположению) на катушке фрикцион бывает:
- передним - считается более удобным, так как позволяет более точно отрегулировать усилие заранее; - задним - позволяет изменять усилие на сматывание лески в процессе вываживания.
Дополнительным фрикционом называют байтраннер. Обычно устанавливается на катушках для донных снастей, предназначенных для поимки крупных экземпляров рыбы. Включается и отключается рычажком, расположенным сзади катушки. Особенно данный механизм полезен, когда нет постоянного контроля снасти. Так что если закинули донку, оснащенную катушкой с байтраннером и ушли в лагерь за чаем, то не забудьте установить рычажок в нужное положение, можете сберечь снасти и отдых ;)
5) Рукоятка:
От качественной рукоятки зависит комфорт проводки приманки и вываживания рыбы. Важно, чтобы положение рукоятки можно было поменять "слева-направо" и наоборот (не каждому удобно осуществлять подмотку только левой или правой рукой... ), чтобы при оборотах рукоятки не было люфтов или непроизвольного складывания (для механизмов с защелками)
6) Лесоукладыватель:
Механизм лесоукладывателя (в общем) состоит из дужки лесоукладывателя и направляющего ролика. Оба должны изготавливаться из нержавеющей стали или титана и иметь хорошо отполированные поверхности, чтобы снизить механическое воздействие на плетеный шнур или леску. Ролик лесоукладывателя должен свободно вращаться.
Для начала надо четко определиться для каких целей катушка покупается и в каких условиях будет использоваться. Также заблаговременно нужно прикинуть бюджет, на который рассчитываете.
Согласно источников и мнению экспертов, для выбора катушки нужно следовать некоторым правилам:
- катушка должна иметь баланс с удилищем, то есть удочка, оснащенная катушкой не должна "клевать кончиком" или откланяться назад, иначе ловить такой снастью будет некомфортно и при активной, длительной ловле рыболов может быстро устать;
- при вращении ручки катушки не должно слышаться посторонних шумов, скрипов, биения. Также должны отсутствовать подозрительные люфты в осях и других элементах механизмов. Допускается незначительный люфт шпули вдоль оси штока;
- работу дужки лесоукладывателя следует проверить с десяток раз - при отбрасывании дужка должна четко фиксироваться и не захлопываться самопроизвольно. Открываться и закрываться она должна без заеданий. При закрытии дужки леска должна попадать всегда на направляющий ролик;
- нужно визуально внимательно осмотреть и проверить на ощупь шпулю (шпули, если есть в комплекте вторая), механизм лесоукладывателя. Царапины, ощутимая шероховатость и сколы не допускаются;
- фрикционный механизм должен регулироваться легко, без лишних усилий. При наличии байтраннера нужно обязательно проверить четкость его срабатывания. Стопор обратного хода должен легко переключаться из положения в положение. При отключенном стопоре обратного хода ротор катушки ни в коем случае не должен вращаться в обратную сторону.
Идеально, конечно, проверить соответствие заявленному производителем в спецификации, количества подшипников, а также материалы шестерней, но это в магазине, представляется мало вероятным..., да и дома перебирать только что приобретенный девайс мало кому захочется...
Остается надеяться на честность продавцов, которые точно знают, что товар приобретался не на серых рынках, а у проверенного поставщика - дилера бренда. ;)
Как пишут, единой классификации нет, по ряду обозначений у разных производителей могут возникать вопросы. Однако, есть и систематизированные шпаргалки (взято с источников в интернете):
Наиболее часто встречаются у разных производителей:
Индексы катушек Shimano (в моделях аббревиатуры могут комбинироваться):
Николаич, Поддерживаю мнение собратьев, не бери дешевый механизм! Он все равно будет не дешев, а катушка Катана у меня при нормальной рыбалке, в смысле , после вынямывания щуки 4,5 стала в одночасье скыргычать, да и скоба перестала закрываться "до места", приходится рукой досылать. Очень рекомендую посмотреть на Риоби, можно начинать с Эпплауз(это примерно 2500-2700), у нее хоть и бесконечника нет, но намотка идеальная, подшипники все закрытые, корпус металлический и зуб на шестернях крупный, не сорвешь. Да и тяговое усилие в паспорте прописано, что не многие фирмы пишут и оно там очень приличное. Более продвинутые модели, Эксия, Заубер еще и с бесконечником. За Риоби говорю, потому что имею опыт их эксплуатации более 20 лет. Хотя Ультегра, не спорю, это ВЕЩЬЬЬ! Только малость дороже...
Сообщение отредактировал jerk - Вторник, 20.07.2010, 23:20
Мужики, есть вопрос. Кто какую смазку использует для смазки катушек и где её можно найти?
Николаич, под тироль тебе хватит палки в 3м и тестом 30-60, катушку можно Дайвовскую взять размера 3500, например Регал или Кроссфаер. Определись для начала что и где хочешь ловить ,а уже затем спин под руку с катушкой подбирай.
Когда взял Заубера в руки , не мог избавится от некой неправильности. Тактильные и визуальные ощущения явно не соответствуют друг другу! Руки имают хорошую вещь , а глаза видят детский ценник! Лучше водки хуже нет!
Николаич, Бери Заубер 3000, не пожалеешь! Он сейчас в Москве у Серебряного ручья стоит дороже, а они официальные дилеры. Кстати, 3000 и 4000 имеют одинаковый механизм, только шпули разные, но взаимозаменяемые. Захочешь- купишь потом бОльшую шпулю, 4000, она стоит прим 450 руб. Кстати, у Риоби подшипник ролика лесоукладывателя и подшипник в шпуле одинаковые, загудит подшипник в ролике-меняешь его местами с подшипником шпули и -вперед!
Катушка безинерц Sabalos WME SAB 2500 (5:2:1; 9+1; FA)+AL шпуля Вот такую чучу ждем к концу месяца. Народ , кто юзал , весьма доволен. И ценник меньше 4000 р.Лучше водки хуже нет!
povodok, А все-таки, Sabalos , это что такое? В смысле, что за фирма? Не томи, дай подсказку! Sabalo - это тарпон, то есть , катуха морского исполнения? или под серьезную рыбу? Хотя, в принципе, это одно и то же...
Можно попробовать "корморана" с бесконечником (примерный ценник 3800-4200). Размерности 3000 хватит для Ангары, палочку лучше возьми 10-30 (лучше в 60 графите и выше) с десяточками такого комплекта хватит побарахтаться.8-950-426-9151
катушку можно Дайвовскую взять размера 3500, например Регал или Кроссфаер
За регал согласен, кроссфайр - хлам полный, только на поплавочке ему место.
Quote (jerk)
Бери Заубер 3000, не пожалеешь!
Вот с этим пожалуй соглашусь на все 100. Держал в одном магазине и эксию 3000 и заубер 3000 в руках - обе очень приятные, достаточно компактные. ОБЕ С ЛЕГКИМ ХОДОМ. Одно смущает - узел лесоукладчика - ему место на какой-нить морской катухе размера 5000-10000 Всё в металле. Внушает. Хотя конечно это не японские Риоби прошлых лет, но вполне себе катушечки. Как уже говорилось, 3000 и 4000 отличаются только глубиной шпули, но на 3000 и так под 200 метров 0,19 ПП входит.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Кстати, можно ли использовать консистентную смазку?
Знаю одного товарища, который мажет катушки ФИОЛом Изначально всеми рекомендуемые шимановские смазки в баллончиках (жидкая и густая) - наиболее правильное решение. Но не самое дешовое - порядка 1000 рублей за комплект. Жидкая-для подшипников, густая для шестеренок. Свои варианты замены я уже писал - густая LM-47, жидкая ПМС200. Порядка 300 рублей за французский LM, и 25-30 рублей за масло. Главное, чтобы в смазке не было растворителей , типа как в ВД-40, которую можно использовать только для промывки с сушкой, а то от пластиковых деталей может каша выйти. Из ликвимолевских еще бы посмотрел на Thermoflex Spezialfett,у ей рабочий диапазон температур аж от -60 заявлен, и к пластикам нейтральна.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Пока провожу эксперименты с ликвимолевской LM-47, нравится Брал в Навигаторе на Белинского 3, больше года назад, но вроде и сейчас есть.
Эд, О, спасибо Эд! Заходил в навигатор месяц назад, присматривался к такой, однако жаба задавила, около 750р туба стоит такая Нашел консистентную велосипедную смазку, около 250р стоит, сейчас испытываю на инерционке вроде по свойствам примерно такая же, но вот не знаю стоит ли её в Катану пихать
Quote (Эд)
Но это только для главной пары. Все подшипники (лесоукладчик, обгонка, коренные) смазываю приборным силиконовым маслом ПМС 200.
Т.е. главное чтобы масло по характеристикам подходило для ненагруженных подшипников?
Т.е. главное чтобы масло по характеристикам подходило для ненагруженных подшипников?
Главное, чтобы на высокооборотные подшипники не попадала густая смазка. И чтобы от температуры сильно вязкость не гуляла, а то по утрам туго крутить будет, а днем на солнце вытечет.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Нашел консистентную велосипедную смазку, около 250р стоит
Смазка случайно не шимано? а то они и велосипедные системы передач делают и сдается мне, смазка там одна и та-же Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Главное, чтобы на высокооборотные подшипники не попадала густая смазка. И чтобы от температуры сильно вязкость не гуляла, а то по утрам туго крутить будет, а днем на солнце вытечет.
Эд, спасибо большое и респект! А то утопил свою Катану, сейчас думаю чем мазать
Смазка случайно не шимано? а то они и велосипедные системы передач делают и сдается мне, смазка там одна и та-же
Эд, думал над этим, Shimano часто попадаются на велосипедах. Смазки вот такие: Motorex Dry Lube, Wet Lube (жидкая) Придает пыле- и грязеотталкивающие свойства. Это биодеградируемое масло разработано для применения в условиях запыленности и отсутствия влаги. Оно имеет отличные адгезивные свойства и может применяться также для смазывания всех движущихся деталей, таких как механизмы переключения передач и тросиковые тяги.
White Grease (густая) Специальная белая смазка для всех узлов двухколесных машин, обладает стойкостью к старению и хорошими адгезионными качествами. В значительной мере способствует снижению износа деталей, остается мягкой при низких температурах; особо рекомендуется для подшипников скольжения, кареток и роликовых подшипников.
по катушкам GRFISH, в частности по technican 2500F есть отзывы? и как разбирать катушку для смазки?http://www.krasfilter.ru/fuel-separators/separ-2000/
schukolov, Цепную смазку Dry я бы не стал применять, тем более что она для сухих применений, а белую почему нет? но опять-же, только для шестерен, в подшипники ее толкать не стоит. Скорее всего это какой-то вариант литиевой смазки а-ля литол.
Quote (lego112)
по катушкам GRFISH, в частности по technican 2500F есть отзывы? и как разбирать катушку для смазки?
Есть отзывы... было дело и возможность поразбирать всю линейку GRFISH переднефрикционных, за что отдельное спасибо сотрудникам-хозяевам магазина "Аляска". Только стоит уточнить, техникан просто или техникан икс-ти, катушки практически абсолютно разные. Техникан без XT - неплохо сработаная катушка среднего класса с полностью металлическим корпусом.
Для разборки сначала откручиваем шпулю и снимаем ручку.
Снимаем со штока регулировочные и зубчатую шайбы,откручиваем латунную гайку (Внимание, резьба в обратную сторону, не прилагать черезмерных усилий!)
Затем откручиваем винты на верхней крышке, винтик на задней крышке и винт в ручке. Снимаем крышку.
Для полной промывки надо снимать шестерню, это придется сделать хотя-бы один раз, либо каждый раз, когда меняется тип смазки - смазки разных типов мешать нельзя! Промывается все в бензине либо уайт-спирите. Внимание!!!! Перед снятием ведущей шестерни необходимо поставить метки, по которым шестерни после промывки можно будет поставить в том-же положении. Эти метки ставят на корпусе, большой и ведомой шестерне и червяке. Чтобы вснять большую шестерню нужно открутить винт в кулисе, вытащить шток. Очень не рекомендую терять тонкие металлические шайбы-прокладки, выставить без них положение шестерен при сборке будет весьма трудно.
Теоретически - нормально на практике брэнду всего около года, катушки свежие, мало ходившие. Я себе под тироль брал ихний PEGAS, пока впечатления только положительные. Есть конечно косячки, но у кого их нет? Например в запасной шпуле поэкономили на подшипнике, поставили втулку, практически сухой фрикцион (можно смазать), дерьмовая смазка в заводском варианте (похожа на консервационную). Но при желании все это вполне поправимо. Пегас, кстати, мне достался в 3000 размере и всего за тысячу с небольшим.По исполнению - показалось не хуже дайвовских прокастеров.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Зайди в любой радиомагазин, приборное ПМС всегда есть, причем в разных вариантах, начиная с пмс5 (совсем жидкое) до ПМС200.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Ожидаем к концу недели катухи "Драгон" , вроде как , та же Риоби , но под другим названием. По отзывам - кондовая , но неубиваемая. Лучше водки хуже нет!