|
| 8 | | | |
Строим лодку под мотор 25-30 л.с.
| |
Палыч214 | Дата: 09.01.2012, 23:40 | Сообщение # 1
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Всем привет! Идея самостоятельно построить моторную лодку посетила меня давно, но постоянно находились более срочные дела и заботы. В течении прошлого года определился с выбором проекта, приобрел в основном все необходимые материалы. Толчек началу строительства дала безработица (надеюсь временная). В этой теме постараюсь подробно изложить процесс подготовки и строительства. Возможно кому нибудь это поможет не наступать несколько раз на одни и те же грабли. Итак поехали. Начну с требований которым должна отвечать будущая лодка: -Мощность двигателя 25 л.с (имеется практически новый Мерк 25) -эксплуатация на Енисее, плюс примерно 4-5 выездов в год на КВХ. - Базирование на даче (дача на берегу Енисея, имеется лодочный гараж) - Возможность транспортировки на расстояние до 300-400 км на прицепе (обычном, дооборудованном, с удлиненным дышлом). Другими словами не покупать специализированный, а использовать имеющийся. -На Енисее в лодке 1-2 рыбака, с возможностью разместить третьего -Лодка должна быть безопасной для эксплуатации как на Енисее так и на КВХ. Имеется печальный опыт, камрады утопили мою "казанку" с мотором, слава богу сами остались живы.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Понедельник, 09.01.2012, 23:50
|
|
|
|
ALFER | Дата: 09.01.2012, 23:59 | Сообщение # 2
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 661
|
А сертификация? Тот еще геморрой... Без нее нет регистрации и ГИМС жизни не даст
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 10.01.2012, 00:07 | Сообщение # 3
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Выбор проекта для постройки. Начнем с того что вначале определился что лодка будет фанерная, оклеена стеклотканью на эпоксидной смоле. По другим способам изготовления, деревянная как то не прельщала, стеклопластиковая нерентабельна при изготовлении одного экземпляра, а остальное недоступно технически. Перелопатив много информации в интернете вначале был самостоятельно создан проект в "карене" Но поскольку строю лодку впервые, а проектирую тем более, появились сомнения в правильности спроектированного. Очень уж не хотелось потратив уйму времени, денег, и нервов домочадцев получить в итоге корыто.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Вторник, 10.01.2012, 00:15
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 10.01.2012, 00:14 | Сообщение # 4
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Quote (ALFER) А сертификация? Тот еще геморрой... Без нее нет регистрации и ГИМС жизни не даст Этот вопрос у меня тоже был одним из первых. Короче дорожка протоптана, в том числе и в Красноярске, тем более появились новые возможности. Думаю с этим больших проблем не будет. Естественно при постройке надо постараться соблюсти все требования предъявляемые к маломерным судам. Так это и в моих интересах в том числе.
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 10.01.2012, 01:21 | Сообщение # 5
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Продолжаем. Помучившись в сомнениях решил подобрать в интернете проекты максимально похожие на сотворенный мной. В итоге получил следующую подборку: - лодка Юрия Зимина "Бриз 46" Бриз 46 КиЯ №178 - лодка Юрия Зимина "Радуга 46 Радуга 46 КиЯ №52 - лодка "Сом" Сом - лодка "Сомик" Сомик - антикризисная лодка АКЛ -лодка Максима Аверьянова По мотивам СОМ -лодка по проекту Игоря Сиидельникова "Север420" Север 420 Кратко опишу указанные варианты и попытаюсь аргументировать свой выбор. Вначале мои симпатии были повернуты в сторону лодки "Сом", тем более что такая лодка уже изготовлена в Красноярске, зарегистрирована и благополучно эксплуатируется несколько лет. Я даже связался с автором постройки лодки и ездил на просмотр и консультацию по лодке. Не стал делать по причине - не нужен мне каютный вариант, а без каюты (лодка Максима Аверьянова) не понравилась, мотор в 25 сил для не маловат, тем более в проекте есть небольшие ошибки. По причине малой мощности мотора для этой лодки (Радуга 46) был убран из списка и этот вариант. Лодки "Сомик" (это уменьшеный вариант лодки Сом) и АКЛ спроектированы под мотор 15 л.с. и по моему мнению не совсем подходят для Енисея а тем более для КВХ. (Благо история с казанкой еще свежа в памяти). Остались Север420 и Бриз 46. Скажу сразу что эти лодки по обводам похожи и главное почти полностю совпадают с моим проектом (по внешним обводам). В чертежах Бриза есть существенные ошибки. После недолгих колебаний предпочтение было отдано проекту Игоря Сидельникова "Север 420". Связался с автором и получил "добро" в виде чертежей и рекомендаций по постройке.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Среда, 18.01.2012, 13:59
|
|
|
|
papa | Дата: 10.01.2012, 13:25 | Сообщение # 6
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 631
|
ИМХО конечно, но просто фанерки я делал, поэтому думаю что для первого раза лучше все таки Бриз, там и выкройки попроще... Да и при транспортировке, одно дело 90 кг ворочать, другое 160 кг и это без движка... имхую конечно
Рыбалка это клёво, даже когда нет клёва!
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 10.01.2012, 21:03 | Сообщение # 7
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Quote (papa) одно дело 90 кг ворочать, другое 160 кг и это без движка Как я уже говорил обе лодки очень похожи по обводам, соответственно и вес (при использовании одинаковых материалов) будет примерно равным. Для Севера прикидывал вес корпуса без оклейки стеклотканью примерно 90-100 кг. У Бриза примерно такой же. А остальное как кто для себя видит, колличество слоев стеклоткани, внутреннее обустройство. Весовую культуру конечно соблюдать надо, но ни в коем случае не в ущерб безопасности, да и внутреннее обустройство вес увеличивает.
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 10.01.2012, 22:56 | Сообщение # 8
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Продолжение. В выбранном проекте решено увеличить длину до 450 см, и внутренняя компоновка будет другой. За время предшествующее началу стройки века был закуплен необходимый материал: - фанера влагостойкая ФСФ (размерность 2500х1200) толщиной 6 мм (пятислойная) -6 листов, 4мм - 4 листа, 9мм - 1 лист. 6мм фанера на шпангоуты, днище, транец и некоторые элементы внутреннего обустройства. 4мм фанера на борта, внутреннюю зашивку, обшивка рецесса. 9мм фанера на гидролыжу, килевую балку и пол. Приобретал на Калинина. - смола эпоксидная фирмы Эпитал (20 кг смолы Этал 370 и 10 кг отвердителя Этал 45м)
Выбор данной смолы был продиктован хорошимми отзывами самостройщиков, и главное что разводится 2 к 1 и легче подобрать необходимое колличество отвердителя (для изменения пластичности например). В дальнейшем выбранный эпоксид показал себя с наилучшей стороны. Для соблюдения весовых пропорций купил весы.
С приобретением смолы были проблемы, в смысле не хотели отправлять, пришлось поднапрячь своего бывшего сослуживца, он выкупил и отправил транспортной компанией. Заодно там же купил эпоксидную краску. - стеклоткань была выбрана конструкционная Т10-14 из соображений чтобы не отжигать. Куплена также в Москве по предыдущему варианту. -рейка, требуется много и разных размеров, главное без сучков. Порывшись по базам, принял решение напилить самостоятельно с припуском и уложить через прокладки на сушку, а затем по мере необходимости пропускать через рейсмус
Получается красиво и главное требуемый размер. Если не хватает длины то сращиваю "на ус"
Сообщение отредактировал Палыч214 - Четверг, 12.01.2012, 01:38
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 10.01.2012, 23:58 | Сообщение # 9
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
После склейки эпоксидкой ломается где угодно только не в месте склейки
Для качественной склейки деталей, а также приготовления эпоксидной шпаклевки требуется аэросил (тиксотропный наполнитель). Вот тут вышла заминка. В красноярске не нашел, издалека никто не хотел продавать меньше упаковки, а это 10 или 12 кг (потом я понял почему не хотят продавать на развес) и кроме всего прочего продавцы не хотят заниматься отправкой. Пока искал аэросил нашел микрофибру компании westsystem.
Применяется как наполнитель, обладает хорошими связующими свойствами.
Минимальная партия 10 кг, хотя мне за глаза хватит двух кг. Делать нечего - беру. Пока длилась эта бадяга отозвались из одной фирмы Красноярска - могут привезти аэросил из Германии (упаковка 10 кг) и стоить это будет 6500 русских денег с доставкой. Для инфы 10 кг это 150-200 литров в объеме.
Вот этот мешок огромных размеров - 10 кг аэросила. Поскольку читал очень лестные отзывы об этом продукте решил - беру. Себе любимому разве откажешь.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Среда, 18.01.2012, 00:57
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 11.01.2012, 00:39 | Сообщение # 10
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Когда открыл упаковку, понял почему никто не хочет продавать на развес.
Это почти невесомое вещество при малейшем дуновении ветерка или неосторожном движении перекочевывает в водух а потом прилипает ко всему: крукам, к одежде, обязательно залезет в нос, а если чихнешь то новая порция аэросила в воздухе. Зато свои функции выполняет на +5. Немного опережая события, вот так течет замешанная эпоксидка
А это она же с добалением микрофибры и микросферы
В зависимости от колличества вязкость тожно менять от жидкого до состояния типа пластилина. При этом за счет тиксотропных свойств "цепляется" к склеиваемым деталям мертво, исключается вытекание клея из соединения, не образуется подтеков при шпаклевке, незаменима при форировании галтелей. В то же время микрофибра обеспечивает надежную связь внутри компаунда.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Среда, 11.01.2012, 00:58
|
|
|
|
papa | Дата: 11.01.2012, 15:12 | Сообщение # 11
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 631
|
А какой метод изготовления? Сшей и склей, или старый со шпангоутами?
Рыбалка это клёво, даже когда нет клёва!
|
|
|
|
Сергей24 | Дата: 11.01.2012, 22:33 | Сообщение # 12
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 1707
|
Quote (Палыч214) С приобретением смолы были проблемы, в смысле не хотели отправлять
Непонятная контора, тоже были проблемы с доставкой.
Весы.
Quote (Палыч214) Для качественной склейки деталей, а также приготовления эпоксидной шпаклевки требуется аэросил (тиксотропный наполнитель). Вот тут вышла заминка. В красноярске не нашел Находили одну контору, 10кг за 4,5тыр. Но год назад. Этот мешок имеет вес кг 3-5. Покупал знакомый, года четыре назад. Quote (Палыч214) Это почти невесомое вещество при малейшем дуновении ветерка или неосторожном движении перекочевывает в водух а потом прилипает ко всему: крукам, к одежде, обязательно залезет в нос, а если чихнешь то новая порция аэросила в воздухе. Микрофибры образно аэросилом называешь?
Quote (Палыч214) - стеклоткань была выбрана конструкционная Т10-14 из соображений чтобы не отжигать. Встречалась в городе Т13. В "Вираже" брал такую. Что за ткань х.з. Но замаслеватель точно не парафин. Клеилась без отжига.
Сообщение отредактировал Сергей24 - Среда, 11.01.2012, 22:41
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 11.01.2012, 23:19 | Сообщение # 13
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Quote (papa) А какой метод изготовления? Сшей и склей, или старый со шпангоутами?
Я наверное не совсем понял вопрос. Наличие шпангоутов не определяет метод постройки. Для данной конструкции (будет 6 шпангоутов, об этом чуть ниже) А метод постройки либо СиС либо на стапеле. Со стапелем неплохо бы иметь помещение побольше (в моем случае под мастерскую используется металлический гараж утепленный пенопластом и ДСП). Поэтому будет СиС, вернее сказать комбинация поскольку имеется гидролыжа с килевой балкой которые будут использоваться как стапель, на них будут установлены шпангоуты, а затем пришиты днище и борта.
Наверное плохо видно. Это гидролыжа соединенная с килевой балкой.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Среда, 11.01.2012, 23:20
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 11.01.2012, 23:32 | Сообщение # 14
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Quote (Сергей24) Микрофибры образно аэросилом называешь? Сергей, смотри сообщение №9. Микрофибра WEST SYSTEM 403 тынц показана на верхнем фото, а аэросил на фото в конце сообщения №9 и начало №10
Сообщение отредактировал Палыч214 - Четверг, 12.01.2012, 00:13
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 11.01.2012, 23:40 | Сообщение # 15
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Quote (Сергей24) Непонятная контора, тоже были проблемы с доставкой. Но компаунд отличный.
|
|
|
|
Сергей24 | Дата: 12.01.2012, 00:03 | Сообщение # 16
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 1707
|
Quote (Палыч214) Микрофибра WEST SYSTEM 403 микрофибра показана на верхнем фото Че то у тебя не открывается. http://www.westsystem.com/ss/assets/HowTo-Publications/Russian.pdf
Quote (Палыч214) Но компаунд отличный.
Пользовал его с ЭД-20.
Сообщение отредактировал Сергей24 - Четверг, 12.01.2012, 00:03
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 12.01.2012, 00:07 | Сообщение # 17
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Осмелюсь дать некоторые рекомендации тем кто возможно займется постройкой аналогичного по габаритам агрегата. Во первых надо понимать что это не на два три дня. Речь идет о месяцах, а у некоторых это растягивается на годы. Поэтому надо иметь помещение (в зимнее время обязательно отапливаемое) габаритами не меньше гаража, а лучше больше. В моем случае это металлический (утепленный ) гараж с печкой, причем рядом находится еще один гараж куда можно при необходимости вынести все лишнее.
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 12.01.2012, 00:19 | Сообщение # 18
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Сергей, поправил ссылку. Quote (Сергей24) Пользовал его с ЭД-20. По моему все таки лучше использовать Этал 370, по причине что в этой смоле уже присуствуют пластификаторы, а ЭД-20 надо бадяжить, хорошо если есть чем и знаешь в каком колличестве.
|
|
|
|
Сергей24 | Дата: 12.01.2012, 00:31 | Сообщение # 19
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 1707
|
Quote (Палыч214) По моему все таки лучше использовать Этал 370, по причине что в этой смоле уже присуствуют пластификаторы, а ЭД-20 надо бадяжить, хорошо если есть чем и знаешь в каком колличестве.
Не, нормально работает.
http://www.epital.ru/hardeneres/etal45m-pepa.html
Просто была смола Эд-20 кг 5.
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 12.01.2012, 01:19 | Сообщение # 20
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Несколько слов по интрументу. Конечно можно обойтись ножовкой, рубанком и отверткой. Но чтобы работа (и главное ее результат) приносили удовольствие по моему мнению необходимо иметь набор такого (или аналогичного) инструмента. шуруповерт
ручная циркулярка
фрезер
рубанок
ленточная шлифмашинка
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 12.01.2012, 01:25 | Сообщение # 21
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
орбитальная шлифмашинка
лобзик
торцовочная пила
промышленный фен
набор струбцин, линеек, рулеток, угольников и т.д.
|
|
|
|
Сергей24 | Дата: 12.01.2012, 17:52 | Сообщение # 22
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 1707
|
Quote (Палыч214) Но чтобы работа (и главное ее результат) приносили удовольствие по моему мнению необходимо иметь набор такого (или аналогичного) инструмента.
Классный набор! Впору малую верфь открывать.
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 12.01.2012, 23:45 | Сообщение # 23
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Еще раз повторюсь что иметь весь набор не обязательно, но наличие любого из перечисленных сильно помогает в работе. Поповоду рейки уже писал, здесь каждый поступает в соответствии со своими возможностями. Еще один очень важный этап - покраска. Здесь для себя вижу проблему, но до этого пока еще далеко. Ну вот, вступление закончено, пора приступать к строительству. Поскольку какую фанеру бы мы не использовали все равно встанет вопрос о ее сращивании. Этот вопрос многократно описан на разных форумах, немало споров о преимуществах и недостатках того или иного способа сращивания. Я сторонник сращивания фанеры "на ус", поэтому покажу как это делал. Для подготовки к сращиванию сделал вот такую приспособу.
Оговорюсь, что идея не моя, подсмотрел где то в инете
Берется кусок ДСП, в нем делаетя пропил шириной 90мм (этого достаточно для сращивания фанеры толщиной до 9мм) и длиной равной наибольшей сопрягаемой детали ( в моем случае 800мм)
Это вид на приспособу сбоку. Угол накрона нетрудно определить зная что ширина склейки равна 10-12 толщин фанеры для 6мм фанеры это около 70мм).
Закрепив фанеру и приспособу делаем 2-3 прохода фрезером, срез готов.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Четверг, 12.01.2012, 23:46
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 13.01.2012, 00:05 | Сообщение # 24
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
На втором куске делаем аналогичный срез, промазываем клеем и накладываем друг на друга
К сожалени под рукой нет фото как выглядит склейка с торца. Скажу только что при попытке сломать, ломается не на склейке. Следующий этап, изготовление элементов поперечного набора, в моем случае это 6 шпангоутов и транец. Выше была оговорка, что в исходный проект были внесены некоторые изменения. Длина лодки увеличена на 300 мм, т.е. общаяя длина составляет 4500мм. Внешние обводы согласно проекта, изменена внутренняя компоновка, что и было учтено при изготовлении шпангоутов. Методика изготовения была следующей. В целях экономии фанеры вырезалась основная "несущая часть шпангоута. К ней на саморезах прикручивалась обвязка из брусков
Это второй шпангоут вид в нос
Это третий шпангоут вид в нос. Т-отразные накладки из ЛДСП временные, необходимы для точности соблюдения размеров, и чтобы размеры не "поплыли". После склейки будут удалены
Чеетвертый шпангоут вид в корму
Сообщение отредактировал Палыч214 - Воскресенье, 15.01.2012, 21:12
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 13.01.2012, 00:18 | Сообщение # 25
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Собственноговоря это заготовки шпангоутов, хотя основные размеры выдержаны.
Пятый шпангоут вид в нос
Шестой шпангоут вид в корму (он же спинка заднего сиденья) за ним рецесс.
Транец вид в нос, вернее часть транца. После склейки в таком виде будет установлен и уже на готовом корпусе будет вклеен еще один слой фанеры.
Это усиление крепления транца, устанавливаются в рецессе, соединяют последний (шестой) шпангоут и транец.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Пятница, 13.01.2012, 22:56
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 14.01.2012, 00:04 | Сообщение # 26
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
После изготовления заготовок шпангоутов переходим к их склейке. Для достижения лучшего результата я сначала прогревал феном склеиваемые участки, затем наносил жидкую эпоксидку, 15-20 минут на впитывание (лучше в это время прогреть феном, главное не перегреть, температура клея не должна превышать 50 градусов). затем наносил второй слой клея (с добавлением аэросила и микрофибры). Добавки препятствуют вытеканию клея из клеевого шва и увеличивают прочность на склейке.
Это склееный 3 шпангоут вид в корму.
Это он же вид в нос. На фото видно что на боковых частях шпангоута наклеены кницы, для увеличения жесткости в районе борт-планширь. После склейки саморезы вывернуты, а отверстия заполнены эпоксидом. В нижней части шпангоута сделана прорезь под килевую балку,вырезаны технологические отверстия для прокладки рулевого троса, тросов газ-реверс и проводки. Для облегчения веса удалена часть фанеры.
Это 6 шпангоут вид в нос.
Он же вид в корму. А налогично склеены остальные шпангоуты. На всех установлены рейки для крепления днища, бортов, планширя, внутренней обшивки, пола, формирования рундуков и сидений.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Среда, 18.01.2012, 00:53
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 15.01.2012, 21:16 | Сообщение # 27
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Проклеен транец
Как уже отмечалось выше при сборке транец будет установлен в таком виде, а затем приклеен еще один слой фанеры и оклеен стекотканью.
Это первый шпангоут, он еще не попадал в кадр.
Сообщение отредактировал Палыч214 - Воскресенье, 15.01.2012, 21:20
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 15.01.2012, 21:34 | Сообщение # 28
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
Пришло время примерки изготовленных шпангоутов
Это 3, 4, 5 и 6 шпангоуты подогнаны и установлены на килевую балку, пока временно.
Это немного с другого ракурса
Вид со стороны кормы
"Прилеплен" транец
Сообщение отредактировал Палыч214 - Воскресенье, 15.01.2012, 21:35
|
|
|
|
Uri | Дата: 16.01.2012, 00:53 | Сообщение # 29
|
Группа: Удаленные
|
плюсище+++ Профессиональный подход к любительскому строительству! Снимаю шляпу!
|
|
|
|
Палыч214 | Дата: 16.01.2012, 22:25 | Сообщение # 30
|
Автор темы
Группа: Проверенный
Сообщений: 468
|
А я еще и крестиком вышивать могу
|
|
|
|
|
|