Безынерционные катушки (в рыболовной среде "мясорубка"), пожалуй, самые популярные из всех видов других катушек. Они отличаются простотой применения, универсальны для разных видов снастей и могут быть использованы для поимки как хищника, так и вполне мирной рыбы.
Предлагается в данной теме делиться опытом выбора, эксплуатации и ухода за б/и катушкой.
Обзоры "б/и" катушек от наших комрадов приветствуются и будут торжественно помещены в шапку данной темы!
Немного прозы:
1) Передаточное число:
- от 5,2:1 и выше - скоростные (компактные, легкие катушки, рассчитана на легкие снасти, ими оснащаются спиннинговые снасти под "лайт", "ультра-лайт", могут применяться для ловли на поплавочную легкую снасть, легкие сбирулино);
- от 4,6:1 до 5,2:1 - средне-скоростные, универсальные (могут применяться при блеснении на тяжелые приманки,ловле на "джиг" на глубине и сильном течении, могут применяться для бомбарды, хороши для ловли на "тирольскую палочку" хариуса);
- условно от 3,5:1 - до 4,5:1 - тихоходные (предназначены для ловли очень крупных экземпляров рыбы, применяются для троллинга, для донных снастей, позволяют работать с большой нагрузкой и большими диаметрами лески, часто оснащаются байтраннером)
2) Размер шпули:
- 750-2000 - легкий класс, чаще всего используются для "ультра-лайтовых" и "лайтовых" снастей;
- 2500-3500 - средний класс (более универсальный), может использоваться для троллинга, джига, блеснения на средние и тяжелые приманки, сбирулино, пикер (некрупные экземпляры), ловли на поплавок (в проводку и в стоячей воде), ловли на тирольскую палочку;
- 4000-5000 - средне-тяжелый класс и тяжелый, применяются для троллинга, джига на тяжелые приманки в глубоких водоемах с целью поимки трофейных экземпляров, тяжелые блесна, пилькеры (источники...) используются также для ловли на фидер, отлично подходят для ловли хариуса на тирольскую палочку;
- от 6000 и в гору (есть и 14000...) - "карповый класс" - выдерживают космические нагрузки от сопротивления очень больших экземпляров
3) Количество подшипников:
Чем больше подшипников, тем выше устойчивость механизма и лучше качество работы. Малое количество подшипников приводит к "тяжелой", неравномерной работе ротора и редуктора и, как следствие, неравномерной намотке, люфтам, повышенному износу и, при активной эксплуатации, в конечном итоге, к поломке катушки. Согласно данным различных сайтов, рассматривать катушку к покупке можно начиная с 4-х подшипников в ее составе (не относится к китайским "ноунеймам").
4) Фрикцион:
Незаменимая вещь, которая позволяет отыгрывать рывки рыбы во время поклевки, особенно при вываживании крупной рыбы. Фрикцион также может играть важную роль при ловле на ходу - в случае зацепа позволяет минимизировать нагрузку на снасти при ее освобождении, в то время как шнур или леска находятся в постоянном натяжении, чем облегчается визуальный контроль и спуск со шпули.
Фрикционный тормоз бывает основным и дополнительным.
Основным (по расположению) на катушке фрикцион бывает:
- передним - считается более удобным, так как позволяет более точно отрегулировать усилие заранее; - задним - позволяет изменять усилие на сматывание лески в процессе вываживания.
Дополнительным фрикционом называют байтраннер. Обычно устанавливается на катушках для донных снастей, предназначенных для поимки крупных экземпляров рыбы. Включается и отключается рычажком, расположенным сзади катушки. Особенно данный механизм полезен, когда нет постоянного контроля снасти. Так что если закинули донку, оснащенную катушкой с байтраннером и ушли в лагерь за чаем, то не забудьте установить рычажок в нужное положение, можете сберечь снасти и отдых ;)
5) Рукоятка:
От качественной рукоятки зависит комфорт проводки приманки и вываживания рыбы. Важно, чтобы положение рукоятки можно было поменять "слева-направо" и наоборот (не каждому удобно осуществлять подмотку только левой или правой рукой... ), чтобы при оборотах рукоятки не было люфтов или непроизвольного складывания (для механизмов с защелками)
6) Лесоукладыватель:
Механизм лесоукладывателя (в общем) состоит из дужки лесоукладывателя и направляющего ролика. Оба должны изготавливаться из нержавеющей стали или титана и иметь хорошо отполированные поверхности, чтобы снизить механическое воздействие на плетеный шнур или леску. Ролик лесоукладывателя должен свободно вращаться.
Для начала надо четко определиться для каких целей катушка покупается и в каких условиях будет использоваться. Также заблаговременно нужно прикинуть бюджет, на который рассчитываете.
Согласно источников и мнению экспертов, для выбора катушки нужно следовать некоторым правилам:
- катушка должна иметь баланс с удилищем, то есть удочка, оснащенная катушкой не должна "клевать кончиком" или откланяться назад, иначе ловить такой снастью будет некомфортно и при активной, длительной ловле рыболов может быстро устать;
- при вращении ручки катушки не должно слышаться посторонних шумов, скрипов, биения. Также должны отсутствовать подозрительные люфты в осях и других элементах механизмов. Допускается незначительный люфт шпули вдоль оси штока;
- работу дужки лесоукладывателя следует проверить с десяток раз - при отбрасывании дужка должна четко фиксироваться и не захлопываться самопроизвольно. Открываться и закрываться она должна без заеданий. При закрытии дужки леска должна попадать всегда на направляющий ролик;
- нужно визуально внимательно осмотреть и проверить на ощупь шпулю (шпули, если есть в комплекте вторая), механизм лесоукладывателя. Царапины, ощутимая шероховатость и сколы не допускаются;
- фрикционный механизм должен регулироваться легко, без лишних усилий. При наличии байтраннера нужно обязательно проверить четкость его срабатывания. Стопор обратного хода должен легко переключаться из положения в положение. При отключенном стопоре обратного хода ротор катушки ни в коем случае не должен вращаться в обратную сторону.
Идеально, конечно, проверить соответствие заявленному производителем в спецификации, количества подшипников, а также материалы шестерней, но это в магазине, представляется мало вероятным..., да и дома перебирать только что приобретенный девайс мало кому захочется...
Остается надеяться на честность продавцов, которые точно знают, что товар приобретался не на серых рынках, а у проверенного поставщика - дилера бренда. ;)
Как пишут, единой классификации нет, по ряду обозначений у разных производителей могут возникать вопросы. Однако, есть и систематизированные шпаргалки (взято с источников в интернете):
Наиболее часто встречаются у разных производителей:
Индексы катушек Shimano (в моделях аббревиатуры могут комбинироваться):
rybak, Паха, я ее вчера достал, покрутил в руках, побил об угол и она вроде перестала жужжать... на первой рыбалке активно ее буду использовать, может ничего криминального и нет.
rybak, А если можно контакт Эдика .Буду признателен если кто отремонтирует-труба фрикциону,а она еще и воды невидала. Позвонил в академию Вася сказали делает только дорогие и шимановские,а у меня ОЛИМПУС хоть инедорогой но 1,5рубля на дороге неваляются.
Таких людей на весь край - единицы. Эдик один из них.
Таких точно единицы. Еще сегодня утром катушка издавала не приятную звуки. Хрустела и стучала. Но о чудо, только катушка попала в руки Эда как сразу ход стал плавным ни каких стучаний и хрустов.
В личку например написать ? Хотя мой телефон здесь страницей назад есть. 2935945.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Я не увидел в принципе рычащего пегаса Видимо при поездке ко мне в сумке все само починилось Просто смазал, немного ослабил-подтянул винты крышек. Люфты в общем-то в пределах нормы, хотя пару шайб 0,1 можно было-бы посадить с разных сторон. Предлагал замену ротора на тело моего старого коня - отказался. Есть стойкое ощущение, что хруст-стук, который слышал хозяин коня - из обгонки, если это так - просто залипли ролики, надо было пару раз туда-сюда переключить, звуки прошли-бы. Механизм при разборке был практически сухой - поэтому всем владельцам можно смело рекомендовать раскручивать и смазывать. Только не чем попало. PS: Мой баллончик Reel Greese уже на исходе, буду пробовать найти замену. Для пробы у себя замазал одну катушку смазкой для суппортов, что у тебя оставил. Пока ощущения нормальные, надо будет помакать ее в воду и посмотреть, что станет с колесом.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Для пробы у себя замазал одну катушку смазкой для суппортов
Неа . 1. Не предназначена для того , чтоб удерживаться в зоне смазки . Иначе говоря , просто повылетает из подшипников по сторонам и всё. 2. Не предназначена для сколь нибудь высоких оборотов по вышеуказанной причине. 3. Не предназначена для работы с алюминевыми поверхностями , за что ты так хаял литиевые смазки , тож самое можно сказать и об этой. Из плюсов вижу только один : - Абсолютно негигроскопична. Второй плюс : Сумашедшая термостойкость без потери смазочных свойств , очень сомнителен с точки зрения использования этой смазки в рыболовных катушках .
1. Не предназначена для того , чтоб удерживаться в зоне смазки .
Обоснуй? По ходу та-же композиция из силикона и литиевого мыла. Хотя возможно и чего-то другого, запах скорее сернокислый.
Quote (sibo)
2. Не предназначена для сколь нибудь высоких оборотов по вышеуказанной причине.
А нету на рабочем колесе сколько-нибудь заметно высоких оборотов. Руками так быстро не покрутишь, чтобы центробежкой выкинуло. Густая.
Quote (sibo)
3. Не предназначена для работы с алюминевыми поверхностями , за что ты так хаял литиевые смазки , тож самое можно сказать и об этой.
С этим согласен, сам аргументировал, но эксперимент все покажет. Да... смазывал исключительно главную пару, потому как в закрытые подшипники забивать смазку глупо Пара - бронза/алюмоцинковый сплав. Если за бронзу относительно спокоен, то за большое колесо сомневаюсь. А негигроскопичность это оченно большой плюс силиконовые смазки в дождь умирают.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Обоснуй? По ходу та-же композиция из силикона и литиевого мыла. Хотя возможно и чего-то другого, запах скорее сернокислый.
Состав не изучал , тоже понюхал , если и силикон ( а он там по любому должен быть ) то на какой то другой основе . Пороем сеть по этому поводу , посмотрим .
Quote (Эд)
но эксперимент все покажет.
Показать то покажет , вот только вопрос - когда ? У меня уже четвёртый сезон пойдёт , как одна из катушек литиевой смазкой набита . Ни намёка на умирание . аКтуха дайва прокастер. Вот убей не помню , чем последние из приобретений: Корморан 8 пиф джет и Заубер 3000 набил .
если и силикон ( а он там по любому должен быть ) то на какой то другой основе
Ну тут как-бы и рыть-то особо нечего. Силикон (кремнийорганика) - основа большинства современных консистентных смазок. Второй вариант - сильно загущеное минеральное масло, так называемый Solid Oil (солидол). Третий вариант - технический вазелин, гелеобразная масса на основе парафинов. т.к. та смазка термостойкая, то явно силикон, плюс какие-то добавки против коррозии, которые тоже двух вариантов - щелочные (литиевое мыло) либо кислотные (сульфид молибдена). В смазке для суппортов думаю второе вероятнее, потому как опять-же, более термостойкое. Одно смущает - там ведь и порошок меди может быть, а судя по цвету - даже наиболее вероятно.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Эд, а подшипники чем лучше смазывать? Да я сам до сих пор понять не могу что за чертовщина была с хрустом и стуками. Но как ни странно сейчас работает отлично. Роил добавил чуть чуть и стала вообще на ура.
Если подшипники открытые - той-же смазкой, что и основную пару, предварительно отмочив их в чем-то типа бензина-спирта-уайтспирита. Если закрытые (у тебя как раз они) то ничем.Там смазка забита вовнутрь подшипника, и не меняется весь срок службы. Т.е. если захрустит подшипник - надо его менять.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Вот катушка повидала многое!!!брал лет 12-13 в Арсенале на Красной армии!!! работает до сих пор,но уже в качестве экспоната даже на ручке где была насечка в виде попурышек,стерлась!!!
Здравствуйте. Купил шимано биомастер 1000, добавлением шайб добился идеального цилиндра. При равно мерной проводке воблера все нормально, при твичинге наматывает шнур на тело шпули в сторону ручки. Убавляю шайбы, получаю конус, что не желательно. Кто-то сталкивался с такой проблемой?Если сникнет парус, мы ударим веслами.