Безынерционные катушки (в рыболовной среде "мясорубка"), пожалуй, самые популярные из всех видов других катушек. Они отличаются простотой применения, универсальны для разных видов снастей и могут быть использованы для поимки как хищника, так и вполне мирной рыбы.
Предлагается в данной теме делиться опытом выбора, эксплуатации и ухода за б/и катушкой.
Обзоры "б/и" катушек от наших комрадов приветствуются и будут торжественно помещены в шапку данной темы!
Немного прозы:
1) Передаточное число:
- от 5,2:1 и выше - скоростные (компактные, легкие катушки, рассчитана на легкие снасти, ими оснащаются спиннинговые снасти под "лайт", "ультра-лайт", могут применяться для ловли на поплавочную легкую снасть, легкие сбирулино);
- от 4,6:1 до 5,2:1 - средне-скоростные, универсальные (могут применяться при блеснении на тяжелые приманки,ловле на "джиг" на глубине и сильном течении, могут применяться для бомбарды, хороши для ловли на "тирольскую палочку" хариуса);
- условно от 3,5:1 - до 4,5:1 - тихоходные (предназначены для ловли очень крупных экземпляров рыбы, применяются для троллинга, для донных снастей, позволяют работать с большой нагрузкой и большими диаметрами лески, часто оснащаются байтраннером)
2) Размер шпули:
- 750-2000 - легкий класс, чаще всего используются для "ультра-лайтовых" и "лайтовых" снастей;
- 2500-3500 - средний класс (более универсальный), может использоваться для троллинга, джига, блеснения на средние и тяжелые приманки, сбирулино, пикер (некрупные экземпляры), ловли на поплавок (в проводку и в стоячей воде), ловли на тирольскую палочку;
- 4000-5000 - средне-тяжелый класс и тяжелый, применяются для троллинга, джига на тяжелые приманки в глубоких водоемах с целью поимки трофейных экземпляров, тяжелые блесна, пилькеры (источники...) используются также для ловли на фидер, отлично подходят для ловли хариуса на тирольскую палочку;
- от 6000 и в гору (есть и 14000...) - "карповый класс" - выдерживают космические нагрузки от сопротивления очень больших экземпляров
3) Количество подшипников:
Чем больше подшипников, тем выше устойчивость механизма и лучше качество работы. Малое количество подшипников приводит к "тяжелой", неравномерной работе ротора и редуктора и, как следствие, неравномерной намотке, люфтам, повышенному износу и, при активной эксплуатации, в конечном итоге, к поломке катушки. Согласно данным различных сайтов, рассматривать катушку к покупке можно начиная с 4-х подшипников в ее составе (не относится к китайским "ноунеймам").
4) Фрикцион:
Незаменимая вещь, которая позволяет отыгрывать рывки рыбы во время поклевки, особенно при вываживании крупной рыбы. Фрикцион также может играть важную роль при ловле на ходу - в случае зацепа позволяет минимизировать нагрузку на снасти при ее освобождении, в то время как шнур или леска находятся в постоянном натяжении, чем облегчается визуальный контроль и спуск со шпули.
Фрикционный тормоз бывает основным и дополнительным.
Основным (по расположению) на катушке фрикцион бывает:
- передним - считается более удобным, так как позволяет более точно отрегулировать усилие заранее; - задним - позволяет изменять усилие на сматывание лески в процессе вываживания.
Дополнительным фрикционом называют байтраннер. Обычно устанавливается на катушках для донных снастей, предназначенных для поимки крупных экземпляров рыбы. Включается и отключается рычажком, расположенным сзади катушки. Особенно данный механизм полезен, когда нет постоянного контроля снасти. Так что если закинули донку, оснащенную катушкой с байтраннером и ушли в лагерь за чаем, то не забудьте установить рычажок в нужное положение, можете сберечь снасти и отдых ;)
5) Рукоятка:
От качественной рукоятки зависит комфорт проводки приманки и вываживания рыбы. Важно, чтобы положение рукоятки можно было поменять "слева-направо" и наоборот (не каждому удобно осуществлять подмотку только левой или правой рукой... ), чтобы при оборотах рукоятки не было люфтов или непроизвольного складывания (для механизмов с защелками)
6) Лесоукладыватель:
Механизм лесоукладывателя (в общем) состоит из дужки лесоукладывателя и направляющего ролика. Оба должны изготавливаться из нержавеющей стали или титана и иметь хорошо отполированные поверхности, чтобы снизить механическое воздействие на плетеный шнур или леску. Ролик лесоукладывателя должен свободно вращаться.
Для начала надо четко определиться для каких целей катушка покупается и в каких условиях будет использоваться. Также заблаговременно нужно прикинуть бюджет, на который рассчитываете.
Согласно источников и мнению экспертов, для выбора катушки нужно следовать некоторым правилам:
- катушка должна иметь баланс с удилищем, то есть удочка, оснащенная катушкой не должна "клевать кончиком" или откланяться назад, иначе ловить такой снастью будет некомфортно и при активной, длительной ловле рыболов может быстро устать;
- при вращении ручки катушки не должно слышаться посторонних шумов, скрипов, биения. Также должны отсутствовать подозрительные люфты в осях и других элементах механизмов. Допускается незначительный люфт шпули вдоль оси штока;
- работу дужки лесоукладывателя следует проверить с десяток раз - при отбрасывании дужка должна четко фиксироваться и не захлопываться самопроизвольно. Открываться и закрываться она должна без заеданий. При закрытии дужки леска должна попадать всегда на направляющий ролик;
- нужно визуально внимательно осмотреть и проверить на ощупь шпулю (шпули, если есть в комплекте вторая), механизм лесоукладывателя. Царапины, ощутимая шероховатость и сколы не допускаются;
- фрикционный механизм должен регулироваться легко, без лишних усилий. При наличии байтраннера нужно обязательно проверить четкость его срабатывания. Стопор обратного хода должен легко переключаться из положения в положение. При отключенном стопоре обратного хода ротор катушки ни в коем случае не должен вращаться в обратную сторону.
Идеально, конечно, проверить соответствие заявленному производителем в спецификации, количества подшипников, а также материалы шестерней, но это в магазине, представляется мало вероятным..., да и дома перебирать только что приобретенный девайс мало кому захочется...
Остается надеяться на честность продавцов, которые точно знают, что товар приобретался не на серых рынках, а у проверенного поставщика - дилера бренда. ;)
Как пишут, единой классификации нет, по ряду обозначений у разных производителей могут возникать вопросы. Однако, есть и систематизированные шпаргалки (взято с источников в интернете):
Наиболее часто встречаются у разных производителей:
Индексы катушек Shimano (в моделях аббревиатуры могут комбинироваться):
yupv, 3000 размер шпули его достаточно для тироли!!! как выше писал за 3000 рублей ничего путнего не купишь, лови своей не переживай, нечего шило на мыло менять! риоби эксия 3000 видел за 3800 так её надолго людям хватает под тироль, дайва или шимано подобного качества будет на порядок выше стоить...все что ниже на сезон полтора при более активной эксплуатации..
Я SHIMANO NEXAVE 3000 уже два сезона отъюзал, вроде дюжит еще (тьфу-тьфу-тьфу). Люфтов нет, крутит хорошо, укладка плетни тоже нормально. А что еще надо для катушки? Только плетня у меня 0,14. Но думаю это не принципиально. Но ценник у нее кажись в пределах2,5тр.
kos, я не эксперт сам недавно катуху выбирал здесь же и в личке с людьми общалси, рыбачил в прошлую субботу с Санилой у него шимано аливия 4000 несколько сезонов и вроде все хорошо а она ещё дешевле чем твоя, но по словам активных юзеров качестве нынешних катушек уже не то....я и говорю что зачем покупать ежели у него того же качества и размера катуха есть пусть и не брендовая!
Сообщение отредактировал alt - Четверг, 25.10.2012, 21:46
kos, у меня первая салмо 1500 под тиролью была за 300 рублей на морозе им всем не очень хорошо до 2 тыщ или поменьше ну в правду чего тратить то...лучше подкопить... конечно только моё мнение..
Если взять за основу размеры фирмы Daiwa, то применимость выглядит примерно так:
Размер по классификации Daiwa
Размер Масса допустимых приманок, г/oz
1500 до 14 г (1/2 oz)
2000,2004 до 21 г (3/4 oz)
2500, 2506 до 28 г (1 oz)
3000, 3500 до 42 г (1½ oz)
Если использовать размеры фирмы Shimano, то применимость выглядит примерно так:
Размер по классификации Shimano
Размер Масса допустимых приманок, г
750 до 7 г
1000 до 10 г
2000 до 14 г
2500, ЗОООС до 21 г
3000, 4000 до 30 г (все усредненное)
Я считаю что для ловли на тирольку подойдет любая катушка размера 3500-4000 желательно с пониженным передаточным числом (4.2-4.6) ну желательно не кобра и ее однокласники.
И кстати, есть очень неплохие производители (не очень дорогих) катушек такие как DAM, Mitchel, SERT, Okuma (рекомендую), а то все Daiwa, Shimano.....
Добавлено (26.10.2012, 00:15) --------------------------------------------- Катушка 2500 и 2506 имеют один и тот же редуктор. Отличие только в лесоемкости шпули. У 2506 шпуля низкопрофильная, что позволяет наматывать тонкие шнуры (0.6 по японсой классификации) без беккинга (подмотки) и соответственно производить более дальние забросы.То есть работаем легкими приманками на относительно мощной катушке. Сносу ей не будет.
Блеснильщик, если недорогую то катушка Salmo Diamond ATX5 4320 вес 200г. (0.2-110 м). Цена в районе 1000 р. Прекрасно работает с монолеской, а с плетью надо будет эксперементировать есть проблема в намотке. А так сезон-два отрыбачил и поменял на другую. Дешево и сердито (как вариант).
Вот нашел Mitchell Mag-Pro Опубликовано: 24.02.2011 В один прекрасный момент руководство компании «Pure Fishing, Inc.», являющейся подразделением американской корпорации «Jarden», поняло, что негоже торговать совсем уж никудышными снастями и пора хоть как-то подсушить насквозь промокшую репутацию давно купленных и загубленных традиционных европейских марок «Mitchell» и «Abu». В 2009-2010 годах первым шагом в этом направлении стало продвижение в Европу под маркой «Митчелл» сравнительно недорогих, но оригинальных катушек, выпускавшихся в Китае и продававшихся в США и Австралии как различные модели «Pflueger». Особенно интересной оказалась модель с корпусом и ротором из магниевого сплава «Pflueger Supreme» (в Австралии она получила название «Pflueger Supreme MG»), вышедшая в 2006 году, и ее модификация «Pflueger Supreme XT», появившаяся полтора года спустя. В 2009 году в Австралии эта же катушка была представлена в «особо накрученном» исполнении под названием «Pflueger Supreme XTS»; в Штатах ее подобие стали продавать гораздо позднее и с глубокой шпулей (без S в названии).
Итак, к сезону 2010 года китайские магниевые чудеса были двинуты в Европу. Модель «Supreme/Supreme MG» для европейцев назвали «Mitchell Mag-Pro», а «Supreme XTS» - «Mitchell Mag-Pro Lite». Сегодня мы поближе познакомимся с «Mag-Pro».
Безынерционная катушка «Mitchell Mag-Pro» предлагается четырех размеров:
«1000»;
«2000»;
«4000»;
«4500».
Надо иметь в виду, что эта нумерация не совпадает с нумерацией катушек «Mag-Pro Lite», и 4000-й размер «Mag-Pro» соответствует 1000-му «Mag-Pro Light». Кто и зачем породил эту путаницу, непонятно. Как бы то ни было, самый маленький размер отлично подходит для сверхлегкого спиннинга. «Mitchell Mag-Pro 1000» по паспорту весит 192 г и хорошо гармонирует с легчайшими спиннинговыми удилищами. У нас же в редакции надолго застряла 4000-я «Mag-Pro», которую мы основательно испытали на рыбалке и, как водится, разобрали.
Корпус
Корпус (1) и крышка (2) катушки выполнены из магниевого сплава; это очень легкое, тонкостенное литье с аккуратными ребрами жесткости. Присутствует защитное покрытие. Выбор материала сам по себе заслуживает уважения, особенно если вспомнить, что ведущие японские производители катушек все больше и больше отказываются от дорогого магния в пользу более дешевого углепластика (в то время как в новостях международного японского радио то и дело рассказывается о производстве новых, сверхпрочных магниевых сплавов!). Корпус тот же самый, что и в модели «Mag-Pro Lite 1000» - компактный и весьма симпатичный.
В конструкции корпуса прослеживается некоторое сходство как с дайвовскими, так и с симановскими моделями середины прошлого десятилетия. Присутствует даже имитация симановского металлического ребра жесткости, защищающего заднюю часть корпуса у «Стеллы FB», ноль пятого «Твинпауэра» и т.п. Правда, здесь эта штуковина (3) выполнена из металлизированной пластмассы и играет скорее декоративную роль.
Эргономичность лапки мы бы расценили как среднюю, под пальцами она могла бы быть чуть потоньше (4) и иметь несколько другую форму, а так - кому-то она может показаться не очень удобной. Кроме того, лапка, пожалуй, излишне толста в том месте, где она переходит в корпус (5).
Стоит отметить усиление посадочного места (6) шарикоподшипника, стоящего слева на валу колеса. Это грамотное решение.
Колесо (7) главной пары отлито из алюминиевого сплава; оно не то же самое, что у более дорогой и легкой модели «Lite»: там колесо облегченное, с ребрами жесткости, здесь - простое. Кроме того, здесь оно действительно посажено на стальной вал, в то время как у «Lite» вал отнюдь не стальной, как сказано в официальном описании, а дюралюминиевый. Вообще, в модели «Lite» видны результаты упорной борьбы за граммы и доли грамма (правда, не всегда грамотной, но это уже другой вопрос). В обычном же «Маг-Про» все проще (и, в некоторых случаях, прочнее).
В остальном главные пары схожи. Внешний диаметр колеса - 28,4 мм, на нем 37 зубьев. Это высокоточное литье из качественного светлого сплава. Внутри вала из нержавейки - двойная резьба под винт ручки. Слева на валу стоит шарикоподшипник 8х14х4 (8), закрытый, светлый. Справа - 8х12х3,5, закрытый, темный, со специальной защитой и антикоррозийной обработкой (9).
Шестерня (10) нарезная, шестизаходная, из желтого сплава. На ней стоят два шарикоподшипника 8х14х4: один - над обгонкой, в пластмассовой обойме, закрывающей сверху «колодец», а другой - под обгонкой. В модели «Lite» верхний шарик - в «защищенном» исполнении, здесь - обычный.
Передаточное число - 37:6=6,16.
Механизм подачи шпули здесь такой же, как и у «Lite». Ничего особенно выдающегося, хороший средний уровень. Паразитка (11) вращается на открытом шарикоподшипнике, каретка имеет S-образный паз довольно сложной формы (12). Надо, разумеется, иметь в виду, что шарикоподшипник в таких конструкциях лишь частично устраняет трение скольжения паразитки о корпус катушки, значительная же часть его остается и вызывает шуршание, постепенный износ поверхностей паразитки и корпуса и т.д.
Шток (13) имеет длину 107 мм, диаметр 4,5 мм (выше подшпульного узла - 4 мм). Он выполнен из нержавейки и при массе в 11 г почти вдвое тяжелее титанового штока «Mag-Pro Lite». У шестерни главной пары нет хвостовика; опора (16), в которой стоит пластмассовая втулка, предназначена исключительно для штока.
Каретка ходит по направляющим, образованным ребрами корпуса (14) и, в одном случае, привинченной к корпусу металлической пластиной (15). Ход шпули составляет 14,5 мм. На наш взгляд, над механизмом подачи шпули в данном случае можно было бы еще немного поработать (над профилем паза, например, или над кривошипом; поставить «шарики» на каретку для уменьшения трения и шума и т.д.).
Ход шпули составляет 14,5 мм.
На штоке находится подшпульный узел (16) с шарикоподшипником 6х10х3, звездочкой трещотки шпули и регулировочными шайбами. Добавляя или убирая шайбы разной толщины, можно регулировать профиль намотки лески на шпулю.
Стопор обратного хода выполнен на основе обгонной муфты (17) с короткими роликами малого диаметра, обычной для катушек «Mitchell Advanced».
Данный вариант муфты дешевле тех конструкций, которые обычно применяются в дайвовских и симановских катушках, однако для легкой катушки вполне пригоден.
Некоторая экономия затрат и снижение массы муфты достигнуты за счет использования пластмассы для изготовления пружинок, сепаратора, рычага. В принципе, пластмассовые пружинки менее надежны, чем металлические, но в данном случае они выполнены из хорошего материала и имеют довольно большой ход, так что их ресурс должен примерно соответствовать ресурсу всей катушки. Определенное опасение вызывает лишь пластмассовый рычаг, который в принципе нетрудно сломать.
Выключатель (18) стопора обратного хода находится на корпусе снизу, возле ротора; он большой и удобный. Тормоз ротора для защиты от самосброса дужки лесоукладывателя не предусмотрен, но при малой инерционности ротора и четкой работе дужки он не так уж здесь и нужен. Во всяком случае, случаев самосброса мы не наблюдали. Штатный сброс дужки происходит при заходе толкателя на привинченный к корпусу пластмассовый клин (19).
Ротор
Одной из изюминок катушки является легкий, малоинерционный ротор. Это высококачественное литье из магниевого сплава, с очень тонкими стенками, аккуратными ребрами жесткости.
Ротор имеет рациональную, компактную форму с маленькими «рогами», симпатичен на вид, лишен ненужных украшений, хорошо сбалансирован и весит нетто всего 25 г, а в сборе - 46 г.
Обе цифры совпадают с данными ротора «Mag-Pro Lite» тысячного размера, хотя дужка там стоит совершенно другая.
За исключением типа дужки и цвета покрытия, роторы у «Mag-Pro» и «Mag-Pro Lite» идентичны. Эту конструкцию следует признать весьма удачной. Механизм сброса дужки односторонний, смонтирован в одном «роге» ротора, со стороны ролика лесоукладывателя. Второй «рог» даже ничем не прикрыт (правильное решение, экономящее издержки и - хоть и самую малость - снижающее массу). Первый же «рог» имеет аккуратную крышечку (20) из металлизированной пластмассы, под которой и находится механизм сброса.
Сняв крышечку, мы находим пружину сжатия (24) и толкатель из стальной проволоки (25), а также изрядное количество густой смазки. Дужка открывается со щелчком, устойчиво держится в открытом положении, сбрасывается уверенно, с сочным, приятным звуком.
Дужка (26) лесоукладывателя выполнена из стальной проволоки диаметром 1,8 мм, имеет нитридное покрытие. (У «Маг-Про Лайт» дужка алюминиевая, 3-миллиметровая; распределение массы у дужек разное, поэтому в M-P используется балансировочный груз, отсутствующий в M-PL). Стальной, очень аккуратно выполненный ролик (27) лесоукладывателя также имеет высококачественное нитридное покрытие, вращается на закрытом шарикоподшипнике - довольно крупном, симановского размера (4х7х2,5) - и не имеет люфтов. Вращение свободное, бесшумное. Сравнительно компактный ролик на подшипнике большого диаметра, которым оснащены катушки «Mag-Pro» и «Mag-Pro Lite», можно считать верным конструкторским решением.
Шпуля
Главное отличие нашей катушки от более дорогой модели «Mag-Pro Lite» - в шпуле! Если там основная шпуля легкая и буквально вся рассверлена, то здесь шпули обычные, тяжелые, подобные запасной шпуле M-PL. Основная (28) весит 54 г, запасная (29) - 58 г (от больших дырок на юбке основной шпули толку, разумеется, немного).
Чем заниматься цветным анодированием (имитирующим на основной шпуле насадной бортик, которого на самом деле нету), дырками и делать декоративные лунки, лучше бы производитель выбрал лишний металл внутри. Но тут все рассчитано на внешний эффект, а практичность никого не интересует, в том числе и - к сожалению - рядового покупателя. Справедливости ради следует, однако, отметить, что шпули изготовлены из довольно высококачественного, прочного сплава.
Тормозной пакет состоит из трех стальных дисков и трех войлочных прокладок диаметром 20 мм (30). Тормоз работает плавно, без рывков. Шпуля садится на шарикоподшипник подшпульного узла, что придает тормозу дополнительную стабильность.
Регулировочная гайка (31) тормоза довольно удобна, снабжена защитной манжетой. Но уж слишком она вся «золотая»...
Внешний диаметр шпули по переднему бортику - 48 мм, это соответствует старому симановскому 3000-му размеру (четырехтысячник с чуть уменьшенной шпулей). Средняя ширина лесопроема - около 17,5 мм. При ходе шпули 14,5 мм лесопроем мог бы быть и поуже (хотя бы как у основной шпули «Mag-Pro Lite»). Мы бы сделали лесопроем более узким, шириной 16 мм, а у одной из шпуль - еще и помельче. А так - катушка где-нибудь обычно не доматывает до бортика, особенно если леска тонкая. Вот с 0,27-й мононитью все уже почти нормально. Сам же по себе профиль намотки - ровный, без провалов. У нашего образца изначально был небольшой прямой конус, но после замены шайбы в подшпульнике на более тонкую намотка стала практически цилиндрической.
Ручка
Ручка (32) катушки точеная, выполнена из легкого алюминиевого сплава. Она заметно тяжелее ручки «Lite» (31 г против 22 г), зато надежнее. Здесь нет проблематичного углепластикового стержня, а винт (33) с двойной резьбой, предназначенный для крепления ручки к валу колеса, не алюминиевый, а стальной. Три отверстия (34) играют чисто декоративную роль, на массу ручки они сколько-либо заметного влияния не оказывают. Впрочем, для таких габаритов и такой конструкции ручка и так очень легкая (особенно если сравнивать с ручками конкурентов-одноклассников!).
Рукоятка (35) имеет удобную форму, но пластмассовое покрытие может в некоторых случаях ощущаться клейким.
Рабочее плечо ручки - 60 мм, оно соответствует большому передаточному числу катушки.
***
В коробке, кроме катушки, находится запасная шпуля, руководство по эксплуатации, схема, чехол. Чехол, правда, не чета роскошному чехлу от «Lite», он тряпичный, но в принципе вполне аккуратный и практичный.
Впечатления
Данный обзор не случайно построен на сравнении «Mag-Pro» c «Mag-Pro Lite». Рассматриваемая нами «Mag-Pro» - это базовая модель, из которой с помощью различных ухищрений была получена сверхлегкая и «гламурная» модель «Lite». Обе модели имеют один и тот же корпус и один и тот же ротор из магниевого сплава, практически одинаковую главную пару и механизм подачи шпули. При этом обычная «Mag-Pro» намного дешевле. Слабым ее местом являются шпули, тяжелые, бестолковые, обе глубокие. Если бы отказаться от разных «штучек» в виде дырочек, луночек и цветного анодирования, то можно было бы, укладываясь в ту же цену, получить пару легких, отличных шпуль. Но простой покупатель этого не понял бы, ему нужен «гламур».
В остальном «Mag-Pro» - вполне приличная, рабочая катушка, подходящая для средне-легкого и среднего спиннинга, граммов так до 25. В работе приятна. Без перегрузок живет достаточно долго. Из-за большого передаточного числа (сразу видно, что модель изначально делалась для Америки - там любят быстрые катушки) и довольно крупной шпули реальная скорость подмотки велика, после обычных катушек приходится перестраиваться, чтобы не гнать приманку слишком быстро. Кстати, даже на максимальной скорости катушку не бьет, вращение у нее ровное. Вот вам и грамотный путь развития скоростных катушек: хорошая балансировка и минимальная масса вращающихся деталей (ротор, ручка). Заодно и вся катушка становится легче. Не то что у некоторых японских «мудрецов», балансирующих свои скоростные (и не только скоростные) катушки тяжеленными двойными ручками, отлитыми из цинкового сплава!
«Mitchell Mag-Pro» имеет ряд нетипичных для своей ценовой категории решений. Магниевый корпус и ротор, дужка с нитридным покрытием, грамотно сконструированный ролик - все это признаки более дорогих моделей. А «Дайва» и «Симано» вообще сейчас применяют магний и нитрид титана все реже и реже, да и ввинчивающаяся (или навинчивающаяся) ручка у них - примета верхнего сегмента среднего класса. За эту цену «Митчеллу» трудно найти достойного конкурента. В общем и целом, нам аппарат понравился.
Добрый всем день! Подскажи пож. где можно посмотреть как решить проблему с катушкой Дайва 3010 , отходила 2 сезона, и начала плетенку на "болт" переднего фрикциона наматывать, очень много бород стало появляться , хотя так работает хорошо...
Ремонтировать конечно можно всё, но походу время менять её пришло, нет ничего вечного.Oкружaющий нaс Мир не меняетcя нaсилием и cквеpнocлoвием, oн меняетcя дoбpым cлoвoм и yвaжительным oтнoшением к челoвекy.
Сообщение отредактировал Настройщик - Вторник, 30.10.2012, 13:04