Безынерционные катушки (в рыболовной среде "мясорубка"), пожалуй, самые популярные из всех видов других катушек. Они отличаются простотой применения, универсальны для разных видов снастей и могут быть использованы для поимки как хищника, так и вполне мирной рыбы.
Предлагается в данной теме делиться опытом выбора, эксплуатации и ухода за б/и катушкой.
Обзоры "б/и" катушек от наших комрадов приветствуются и будут торжественно помещены в шапку данной темы!
Немного прозы:
1) Передаточное число:
- от 5,2:1 и выше - скоростные (компактные, легкие катушки, рассчитана на легкие снасти, ими оснащаются спиннинговые снасти под "лайт", "ультра-лайт", могут применяться для ловли на поплавочную легкую снасть, легкие сбирулино);
- от 4,6:1 до 5,2:1 - средне-скоростные, универсальные (могут применяться при блеснении на тяжелые приманки,ловле на "джиг" на глубине и сильном течении, могут применяться для бомбарды, хороши для ловли на "тирольскую палочку" хариуса);
- условно от 3,5:1 - до 4,5:1 - тихоходные (предназначены для ловли очень крупных экземпляров рыбы, применяются для троллинга, для донных снастей, позволяют работать с большой нагрузкой и большими диаметрами лески, часто оснащаются байтраннером)
2) Размер шпули:
- 750-2000 - легкий класс, чаще всего используются для "ультра-лайтовых" и "лайтовых" снастей;
- 2500-3500 - средний класс (более универсальный), может использоваться для троллинга, джига, блеснения на средние и тяжелые приманки, сбирулино, пикер (некрупные экземпляры), ловли на поплавок (в проводку и в стоячей воде), ловли на тирольскую палочку;
- 4000-5000 - средне-тяжелый класс и тяжелый, применяются для троллинга, джига на тяжелые приманки в глубоких водоемах с целью поимки трофейных экземпляров, тяжелые блесна, пилькеры (источники...) используются также для ловли на фидер, отлично подходят для ловли хариуса на тирольскую палочку;
- от 6000 и в гору (есть и 14000...) - "карповый класс" - выдерживают космические нагрузки от сопротивления очень больших экземпляров
3) Количество подшипников:
Чем больше подшипников, тем выше устойчивость механизма и лучше качество работы. Малое количество подшипников приводит к "тяжелой", неравномерной работе ротора и редуктора и, как следствие, неравномерной намотке, люфтам, повышенному износу и, при активной эксплуатации, в конечном итоге, к поломке катушки. Согласно данным различных сайтов, рассматривать катушку к покупке можно начиная с 4-х подшипников в ее составе (не относится к китайским "ноунеймам").
4) Фрикцион:
Незаменимая вещь, которая позволяет отыгрывать рывки рыбы во время поклевки, особенно при вываживании крупной рыбы. Фрикцион также может играть важную роль при ловле на ходу - в случае зацепа позволяет минимизировать нагрузку на снасти при ее освобождении, в то время как шнур или леска находятся в постоянном натяжении, чем облегчается визуальный контроль и спуск со шпули.
Фрикционный тормоз бывает основным и дополнительным.
Основным (по расположению) на катушке фрикцион бывает:
- передним - считается более удобным, так как позволяет более точно отрегулировать усилие заранее; - задним - позволяет изменять усилие на сматывание лески в процессе вываживания.
Дополнительным фрикционом называют байтраннер. Обычно устанавливается на катушках для донных снастей, предназначенных для поимки крупных экземпляров рыбы. Включается и отключается рычажком, расположенным сзади катушки. Особенно данный механизм полезен, когда нет постоянного контроля снасти. Так что если закинули донку, оснащенную катушкой с байтраннером и ушли в лагерь за чаем, то не забудьте установить рычажок в нужное положение, можете сберечь снасти и отдых ;)
5) Рукоятка:
От качественной рукоятки зависит комфорт проводки приманки и вываживания рыбы. Важно, чтобы положение рукоятки можно было поменять "слева-направо" и наоборот (не каждому удобно осуществлять подмотку только левой или правой рукой... ), чтобы при оборотах рукоятки не было люфтов или непроизвольного складывания (для механизмов с защелками)
6) Лесоукладыватель:
Механизм лесоукладывателя (в общем) состоит из дужки лесоукладывателя и направляющего ролика. Оба должны изготавливаться из нержавеющей стали или титана и иметь хорошо отполированные поверхности, чтобы снизить механическое воздействие на плетеный шнур или леску. Ролик лесоукладывателя должен свободно вращаться.
Для начала надо четко определиться для каких целей катушка покупается и в каких условиях будет использоваться. Также заблаговременно нужно прикинуть бюджет, на который рассчитываете.
Согласно источников и мнению экспертов, для выбора катушки нужно следовать некоторым правилам:
- катушка должна иметь баланс с удилищем, то есть удочка, оснащенная катушкой не должна "клевать кончиком" или откланяться назад, иначе ловить такой снастью будет некомфортно и при активной, длительной ловле рыболов может быстро устать;
- при вращении ручки катушки не должно слышаться посторонних шумов, скрипов, биения. Также должны отсутствовать подозрительные люфты в осях и других элементах механизмов. Допускается незначительный люфт шпули вдоль оси штока;
- работу дужки лесоукладывателя следует проверить с десяток раз - при отбрасывании дужка должна четко фиксироваться и не захлопываться самопроизвольно. Открываться и закрываться она должна без заеданий. При закрытии дужки леска должна попадать всегда на направляющий ролик;
- нужно визуально внимательно осмотреть и проверить на ощупь шпулю (шпули, если есть в комплекте вторая), механизм лесоукладывателя. Царапины, ощутимая шероховатость и сколы не допускаются;
- фрикционный механизм должен регулироваться легко, без лишних усилий. При наличии байтраннера нужно обязательно проверить четкость его срабатывания. Стопор обратного хода должен легко переключаться из положения в положение. При отключенном стопоре обратного хода ротор катушки ни в коем случае не должен вращаться в обратную сторону.
Идеально, конечно, проверить соответствие заявленному производителем в спецификации, количества подшипников, а также материалы шестерней, но это в магазине, представляется мало вероятным..., да и дома перебирать только что приобретенный девайс мало кому захочется...
Остается надеяться на честность продавцов, которые точно знают, что товар приобретался не на серых рынках, а у проверенного поставщика - дилера бренда. ;)
Как пишут, единой классификации нет, по ряду обозначений у разных производителей могут возникать вопросы. Однако, есть и систематизированные шпаргалки (взято с источников в интернете):
Наиболее часто встречаются у разных производителей:
Индексы катушек Shimano (в моделях аббревиатуры могут комбинироваться):
чем больше диаметр шпули и чем тоньше шнур - тем больше дальность заброса.
Добавлю.. и чем мельче шпуля. Шимана не зря S шпули придумала.
Quote (лорд)
передаточным отношением катушки. чем больше мощность катушки (читай тяговое усилие), тем меньше шнура она за один оборот рукоятки выбирает.
Добавлю... при одинаковом размере. а то часто бывает, у той-же шиманы - до 3000 - обычные,5 - 5,1, а которые больше 4000 размером, все силовые. Но выбирают они больше мелких за оборот. Еще одним критерием считаю вес - нет смысла на легкий спининг 3-15 тестом ставить больше 2500, за редким исключением 3000, и то на явно очень прочное удилище. Не секрет, что у каждой палки есть предельный тест по шнуру, типа не рекомендуется ставить больше, а то шнур выдержит, а палка сдохнет. катушку к палке надо подбирать так, чтобы на нее входила (желательно без бэкинга) полная размотка предельно допустимого шнура. Ну и в последнюю очередь (а для кого-то в первую) имеет смысл ставить брэнд. Некоторые мне возразят, но не всегда имя - синоним качества и надежности. Как пример - дайва свипфайр. Некоторые убивают их за сезон Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
daniil, Ключевое слово - мельче, т.е. расстояние от края бортика до "дна" шпули небольшое. Леска трется о бортик шпули под меньшим углом, трение меньше.Хочешь быть счастливым - будь им!
никакого противоречия. S шпуля - шпуля с маленькой лесоемкостью под тонкие шнуры, но с большим диаметром, для увелечиния дальности заброса, особенно легких приманок. под которые, собственно говоря, легкие приманки и расчитаны.
Quote (Эд)
Некоторые мне возразят, но не всегда имя - синоним качества и надежности.
конечно возразят. ггг
судить по свипфаеру о бренде дайва - это как рассуждать о внедорожных качествах автомобилей тойота по проходимости тойоты вист.
Эд, некорректное сравнение. Бренд - это бренд, но топовые модели - это топовые модели, а катухи (впрочем как и все другое) для "рабоче-крестьянского класса" с лейблом "Дайва" или там "Шимана" призваны удоволетворить запросы или снобов или детей. В принципе, топовые "Бальцер" (вспоминаю "Макину" 98 года) или там корейцы (к примеру "Гера") тоже очч даже неплохие катушки.
лорд, ихтиолог, ВОТ ТЯНУЛИ МЕНЯ ЗА РУКИ С ЭТИМ СВИПФАЙРОМ? Да я понимаю, что нельзя о дайве по ней судить, но я и не говорю, что вся дайва фуфло полное Сам давно и безответно влюблен... Другой вопрос, что "настоящие дайва" начинаются с пятизначных цен (без копеек). вопрос только в том, что выбрать, если упираться по денежке - серединку шиманы-дайвы (мягко говоря средненьких), или за те-же деньги топ риоби, окумы, корморана или еще каких квантумов-митчелов.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
несогласен. у дайвы куча достойных катушек и в средней ценовой категории, от 3 до 8 тр. к тому же в этом году вышло много новых моделей в этом ценовом диапазоне. - крест, легалис, rs. это только те, которые смотрел сам.
неудивлён назовешь, чем приглянулись? Что в них есть такого, за что их стоит купить? А не те-же раёбы? Да, металлический корпус, да, мягкий ход. Так оно и у противников присутствует Вокак... уже и сообщения нету Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Уважаемые владельцы файрблудов! Помните, что шток в вашей катушке - облегченый, выполнен из пускай и крепкого, но алюминия, который при определенных усилиях гнется. Ремонтировал сегодня такую катушку, у которой шток был выгнут градусов на 15, едва получилось выправить. Как вариант апгрейда можно посоветовать поменять на такой-же шток от твина, где он стальной. Далее, к вопросу о смазках.... Идеал существует Зовется Shimano Reel Grease. Там, где это оправдано, лучше применять ее.Сдаюсь.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Эдуард, как ты думаешь, сколько владельцев файерблудов прочитают это сообщение? гггггг
Ну может к ним еще владельцы стелл добавятся там тоже алюминиевый шток.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Сталкнулся с проблемой, пружина на скобе уже второй раз ломается, катуха китайская всё устраиивает работает нормально, может енти пружинки где продаются? 89048937211
Да-а-а вот так вы ГОСПОДА МОЛОДЫМ и НЕОПЫТНЫМ помогаете, хоть бы что посоветовали, только бахвалится...........................................эх.89048937211
Я в свое время делал таку пружинку из зажима канцелярского. Только все равно мертвому припарки - надо просто выбирать катуху, у которой нет ТАКОЙ пружинки, а есть толкатель на пружине сжатия. Как в шиманах.
Вот такая пружина - дрянь, рано или поздно сдохнет.
вот этот вариант долговечнее на порядок.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
[/b]Евген[b] Заменил такую пружинку самодельной из булавки (только бери российскую,китайские не пружинят) уже несколько лет полет нормальный Солар 400 Tohatsu 18.
Эд, Эдуард, ты катушки фирмы Pflueger сам щупал руками? Вопрос к чему - увидел такую в Арсенале, Pflueger Medalist, размер примерно 2500 по Шимано. Не дешево, но по тактильным ощущениям очень понравилась. Не хочется просто кота в менке брать...Хочешь быть счастливым - будь им!
захотел себе приобрести катушку фирмы daiwa! в магазине слава богу их придастаточно! но в магазинах, на катушках этой фирмы почему то написаны разные производители и Made in China и taiwan и даже вЪетнам! по моим сведеньям настоящий производитель фирмы DAIWA, Made in Japan!! подскажите пожалуйста какой реальный производитель этой фирмы?!
захотел себе приобрести катушку фирмы daiwa! в магазине слава богу их придастаточно!
Тайваня вот ни разу не видел.. Китай, вьетнам. Вьетнам хуже, но не смертельно. Не стоит брать дешовую дайву, ниже регала или даже прокастера. В дешовом сегменте по живучести шимано лучше.Все высказывания от моего имени - сугубо мое мнение, не претендующее на истину в последней инстанции. (С) Страна советов
Прикольно... По ходу поляко-китайцы опять всех опередили. На моей памяти это первая катушка с парой из нержавейки. Team Dragon ROCK HEAVY DUTY FD830i/FD840i
Quote
Equipped with 8 waterproof, stainless-steel SUS bearings, SUS main shaft, stainless steel main gear and 2 duraluminium spools.
Одно только смущает - вес около 400 грамм. хотя для такого размера - вроде и не сильно тяжелые.
Господа товарищи из "Аляски", скажите, сколько она стоить будет?