Дельтула (Делтула), как один из вариантов ежегодного выезда нашей компании на большую рыбалку фигурировала уже года три. И каждый раз чаша весов склонялась в пользу другой реки, а этот маршрут оставался «на потом». Вот и в этом году мы собирались на Тымерокан. Хотели посмотреть каньоны Путорана, знаменитые озёра Северной, пройти по самой Северной до Н.Тунгуски. Уже была договорённость с вертушкой из Светлогорска, найдена вторая группа, которая собиралась забрасываться на Эндэ, что совсем рядом с Тымероканом, согласованы сроки, но буквально за 2 месяца до выезда всё изменилось. Не взирая ни на какие кризисы весь авиатранспорт резко подорожал в 1,5 раза. Обещанный на лето борт в Светлогорск не поставили. Лететь теперь нужно было из Игарки. И так недешёвый маршрут стал просто неподъёмным для большинства участников. Пробил час Дельтулы.
Надо сказать, в 80-х маршрут этот был довольно популярен. Однако в инете никакой информации я не нашел совсем. Есть только ссылки на классификатор спортивных маршрутов, какие-то древние упоминания о прохождении без конкретики и реклама турфирм типа «суперрыбалка на притоках Бахты, платите бабки и трофей будет Ваш!». Ни слова о самой реке и порогах, которых на карте нарисовано целых 11! Мы не фанаты White water, и даже, в общем-то, не спортсмены, поэтому такая неизвестность несколько напрягала. В тоже время присутствовал особый азарт. Рассуждали мы так: информации нет – значит, туристы типа нас ходят не часто. Турфирмы матрасников тоже шибко высоко не кидают – зачем им лишние хлопоты. Таскаться ещё на порогах со всем шмутьём, которого много. Клиенты ведь комфорт любят.
Короче расклад был хороший - верховья Дельтулы, видимо, не избиты. Почему я так смело сдаю эту инфу? Да потому, что если вы денежный мешок и пол-миллиона за рыбалку не деньги – флаг вам в руки и ветер в попу. От одной-двух групп река не оскудеет. А если захотите последовать нашим путём – мой вам респект. Вариант этот не прост и отличная рыбалка будет вам достойной наградой за потраченные усилия.
Вообще, все подобные маршруты – жёсткий компромисс между временем, деньгами и весом рюкзака. Можно закинуться вертушкой – экономишь время и бережёшь спину – попадаешь на деньги. Можно зайти пешком – тяжело и рискуешь на нижних плёсах лопатить против ветра целую неделю, а то и больше – попадаешь на время. Можно затащить с собой мотор и бензин, но это уж совсем напряжно, так и надорваться недолго. Тем не менее, нами после долгих раздумий был выбран последний вариант. Посчитав сколько на 2 недели на шестерых нужно продуктов, я закрыл глаза и вычеркнул половину. Чем-то нужно было поступиться ради мотора. Ничего, река прокормит.
И вот время Ч. После работы в ночь стартуем на двух машинах. Наша цель – Енисейск. Это крайняя точка докуда можно доехать на машинах и пересесть на пароход, идущий вниз по Енисею.
До боли знакомый маршрут: Новосибирск-Кемерово-Мариинск-Ачинск-Емельяново-Енисейск. 1100 км. пролетели незаметно. Порадовала новая развязка в районе Емельяново. Ещё в прошлом году не было. Добротное шоссе в объезд Красноярска. Всё-таки молодцы красноярские власти. Дороги здесь самые лучшие в регионе.
В Енисейск прибываем за 4 часа до парохода. Спокойно ужинаем, переодеваемся в походное, оставляем в надёжном месте машины. Пароход «Профессор Близняк» пришел по расписанию. Ажиотажа с билетами не было. А дальше…. Дальше два дня полного релакса. Здоровый сон, пиво, неспешные прогулки по палубе, любование бескрайней ширью могучего Енисея. Эх… красота!
Погода стояла замечательная. Солнце, жара. В Бору, невзирая на грозную табличку, несколько человек кинулись купаться.
И вскоре почти все пассажиры, стоявшие на берегу забултыхались в Енисее. Русский менталитет несгибаем.
Рядом на якоре стоит новый скоростной катер «Енисейск», курсирующий по маршруту Енисейск-Бор. Один из матросов поведал нам, что такими планируют заменить все «Восходы», давно отработавшие свой срок. Берёт до 100 человек, Шурует 70 км/ч. По виду и не скажешь. Невольно берёт гордость, что первый катер назван в честь родного города.
Вечером 17.07 благополучно прибыли в Туруханск. Очередные 1060 км. пути позади. Нас встречают. Катер, на котором предстоит идти вверх по Нижней Тунгуске уже стоит под парами, Бензин для лодочного мотора приготовлен в канистре. Переливаем его в полторашки, грузимся и в путь!
Пейзаж за окнами катера разительно меняется уже на первых километрах. С обоих сторон красноватые скалы перемежаются с крутыми берегами, заваленными крупными валунами. Суровые виды впечатляют. Не зря назвал Шишков Нижнюю Тунгуску Угрюм-рекой. Вскоре вдали появляются высокие плоские горы. Местами на них ещё лежит снег. Очень красиво.
И дальше река всё также неприветлива. На всём пути до Ногинска (290 км.) едва ли найдётся 2-3 места на берегу реки, где можно нормально поставить палатку. Везде покато, булыганы. Вода, кстати чистая! Раньше я не раз слышал, что летом вода в Нижней Тунгуске такая грязная, что народ в Туре вынужден заготавливать зимой лёд. Где правда?
Светлая северная ночь позволила нам уверенно двигаться в ночное время. К утру мы уже на месте. Посёлок Ногинск находится наверху, на террасе. Непосредственно с берега его не видать (только с реки) и присутствие вблизи жилья выдают лишь груды металлолома и крутая дорога, уходящая вверх за кусты. Поднимаемся в посёлок. Две улицы брошенных, кое-где уже разрушенных деревянных домов.
Раньше здесь был рудник. Разрабатывали крупнейшее в стране месторождение графита. Но сейчас графит почему-то стал не нужен, рудник прикрыли и в 2005 году посёлок был официально ликвидирован. Теперь в нём никто не живет. Лишь летом временно присутствует «бригада», вывозящая попутными катерами металлолом и остатки цветмета с шахты. Они-то и подвезли нас на своём КрАЗе 2 км вверх по склону горы Нога. Дальше дорога переходит в тропу, идущую по старому зимнику. Проезда нет. Но и на том спасибо. Всё-таки основной крутяк не пришлось тащиться пешком.
Вот и настало время расплаты за дерзновенные идеи. Медленно, кряхтя и попё_дывая, потащился наш караван по тропе. Местами она сильно заросла молодой порослью ольхи и берёзки.
Приходилось продираться. А несколько раз даже останавливаться и искать продолжение тропы. Но основной проблемой была жара. Солнце пекло как в Сахаре. Стало ясно, что дальше мы просто поплавимся. К счастью поблизости оказался ручей, и мы быстренько встали на отдых. Создали тень над палаткой и проспали до заката.
Кстати, до которого часа трудно сказать, так как оказалось, что ни у кого нет часов! Не сговариваясь, все дружно оставили их вместе с телефонами в машинах. Так вот и жили 2 недели по солнышку.
Вечером жара спала, пауты и мошка успокоились и мы радостно пошлёпали дальше. Шли до утра, а отдыхали (опять с утра и до вечера) в избе.
Классно: прохладно и летучие твари не донимают. В ночь последний рывок, какие-то кусты, кочкарник, болото по самые… по развилку, и перед самым восходом солнца вот она - красавица Дельтула! Ура! Мы дошли!
Радость победы омрачали лишь многочисленные красные огоньки на противоположном берегу. Горел торфяник, Желтел оставшийся без корней подлесок, тлели пни. Большие лиственницы стояли ещё зелёные, но выживут ли они? Не знаю. Дымы были видны километра по 2 вверх и вниз по течению. Река была естественным барьером на пути пожара.
Продолжение следует.
|