25 июля
Ну вот и сбылась мечта идиота. АН-24 за 2 часа довез до поселка Ванавара. В Черемшанке досмотр прошел без проблем (волновался за нож и сигнал охотника), провез даже 20 кг. на халяву – спасибо товарищу с работы, придется проставляться. Не обошлось и без накладок – был разговор про дешевую гостиницу, поэтому я не ожидал, что мне объявят цену – 2.5- 3 т. р. за сутки. Пришлось делать рожу кирпичом и ждать когда встречающий меня дядька подключит свои связи и договорится на подешевле. В итоге живу за 1,5 тысячи – цены в этом северном поселке космические. Возле гостиницы 3 продуктовых магазина, все необходимое в них есть но стоимость опять же… Потратил 1,5 тысячи на основные продукты – крупы, тушенку, сахар. «Порадовала» цена на лук – 130 рублей за килограмм. На сотку дороже, чем в Красноярске. Предприниматели тут хорошие деньги делают. Выкупают места в самолете, выкидывают сиденья и забивают грузом до отказа – так получается дешевле чем оплачивать багажом. Кстати я летел именно в таком «полугрузовом» самолете. При подготовке к путешествию мне пришлось подключать большое количество людей, которые так или иначе помогли мне (за что я им безмерно благодарен), но о том, что я еду в одиночку знали единицы. Почему? Все просто – мне не хотелось каждому повторять оно и то же, что-то доказывать, постоянно выслушивать как это все опасно и так далее. Да жизнь вообще опасная штука – от нее умирают. Вероятность несчастного случая в городе гораздо выше, чем на сплаве (я не говорю про сплав по категорийным рекам на катамаранах и каяках, а про сплав по спокойной реке). Конечно, определенный риск есть, но мне кажется, его можно свести к минимуму, обладая необходимыми навыками и проведя тщательную подготовку к путешествию – продумать маршрут, собрать необходимое снаряжение, инструменты, аптечку и т. д. Сейчас самое время упомянуть про мой рюкзачок, в котором и хранилось пресловутое необходимое снаряжение. Вес его составил 40 кг., и его надо было сначала поставить на возвышенность чтобы одеть на спину. Имела место и сумочка поскромнее, весом в 20. Когда эти 2 вещи и я объединялись, для моего организма наступал полный П. К тому же в Ванаваре к этому добавилось килограмм 10 продуктов, так что у меня единственная надежда что меня встретят в Муторае, иначе я кончусь при переноске груза к реке, не приступая к постройке плота. Погода стоит мерзкая – низкая облачность, морось. Надеюсь завтра, улечу без проблем.
26 июля
Встал в 7 часов. Пасмурно :(. ХЗ полетит вертушка или нет. С встречающим меня мужичком договорились что к 9 я подъеду в порт, но в 8.30 я уже был там. Купил билет. Кассирша обнадежила, сказала что погода для МИ-8 вроде нормальная. Позвонил товарищу, тот пришел с каким то мужиком – Юрой, который позвонил в Муторай начальнику вертолетной площадки чтоб он меня встретил. Вылетели в 11, с задержкой на час – сказали в Муторае непогода. Позже я узнал что с погодой там все было в порядке, а рейс задержали видимо из за своих муток с грузом. Наконец то он взлетел, этот волшебный летающий трактор воздушных трасс Эвенкии, и я на его борту. Волнуюсь – не из за полета, а из за того как меня там примут. Приняли оперативно и очень тепло. Начальник муторайской вертолетной площадки Володя Соколов в течении 2-х часов накормил меня и идеально порешал вопросы. Он отправил меня на 100 км. выше по реке на лодке с местным охотником Ромой, который ехал на свою базовую избушку (или «базу») с семьей отдыхать. Надавал кучу полезных советов, нарисовал схему реки с порогами, объясняя как их лучше проходить, дал ведро картошки. В общем помог сильно. В городе для родни, порой, люди не делают того, что он сделал для абсолютно незнакомого человека, ни взяв, ни копейки. Но вот я в лодке. На борту 5 человек, 7 собак и около 600 кг. всякого груза, поэтому осадка очень низкая. Чуть шевельнешься, и лодку сразу начинает шатать, и если не удержишь равновесия, в лучшем случае искупаешься в холодной воде, в худшем утонет весь груз. На протяжении всего пути мне вспоминалась фраза из документального фильма «Счастливые люди» - «Заброска груза - тяжелая и опасная работа». Теперь я на собственном опыте убедился что это действительно так. Путь в 110 км. по реке длится около 7 часов, и все это время приходится сидеть неподвижно чтобы ненароком не перевернуть лодку. Еду я с местным жителем Ромой, который как я понял из разговоров, то ли местный депутат, то ли кто-то вроде того. Дядька серьезный, но в то же время любит пошутить, особенно подколоть эвенка Ваньку, который учился с его женой.
В 10.30 приходим на базу, баня, уха из свежего сига, спать!
27 июля
В 11.00 выхожу на стройку. Ванька намного помог мне со штилем спилив жерди, которые я ему показал. Работаю до 22.00, периодически под дождем. Не доделал. Устал с непривычки как собака, а пришлось еще натаскать воды в баню. 6 раз по 3 ведра. И все бы ничего, но тропа до речки, откуда берут воду, полный швах – по кочкам и болоту, в котором сапог вязнет по щиколотку, если случайно наступить не туда. В 12 баня, жареная щука, спать!
28 июля
Доделываю плот. Выхожу в 16.00. Хочу часам к 8 вечера дойти до устья реки Ероба. Дошел только к 10 часам. Там же встретил Рому, который возвращался с рыбалки. Говорит что я прошел ровно 8 км. Всего :(. Тут же начинается дождь, но время позднее – надо искать место для стоянки. Вижу песчаную косу, таборюсь. Неприятное это дело - ставить палатку под дождем, однако выхода нет. Быстро запариваю в котелке ролтон с тушенкой и луком и на боковую. Спать страшно до усрачки, подрываюсь на каждый шорох. Дремал урывками. 29 июля
Встал в 5.30. Наручные часы не взял, поэтому приходится смотреть время на телефоне, включая его на несколько секунд, чтоб не садилась батарейка. На улице прохладно и такой густой туман, что не видно даже этого берега реки не то, что противоположного. Пока не рассеется двигаться нет смысла, поэтому завтракаю, фотографирую, ремонтирую весло. Выхожу в 8.00. Где то в 11 вылетаю на длиннющий участок реки, где она течет практически прямо, к тому же разливаясь достаточно широко. Ну и для полного счастья очень медленное течение и крепкий встречный ветер, который не дает скучать. Весь день гребу под берегом, иначе либо стоишь на месте, либо плот относит назад. Простояв на веслах полдня, я немного зае…. э-э-э устал, и решил высадиться на берег чтобы срубить небольшую елку и привязать ее к плоту, дабы течение несло ее, а следовательно и меня пошустрее. Место, где происходила высадка, было замечательно тем, что река у берега была довольно глубокой, а сам берег был песчаный и обрывистый хотя и невысокий. Подогнав плот, я естественным образом попытался сойти на берег для чего довольно сильно оттолкнулся ногой от плота, ну а он в свою очередь оттолкнулся от моей ноги и поплыл себе дальше. Ну и мне ничего больше не оставалось, как с криком «еб жеж твою мать» прыгать вслед за ним. В результате этого маневра я набрал в болотники по ведру воды, вымок до пояса и больше никогда не выходил на берег, не кинув раньше веревку. Это знак. Надо быть предельно внимательным и собранным. Хочу сегодня пройти 30 км. так как Рома сказал что там есть избушка. В 22.00 избы нигде не видно. В 22.30 становлюсь на ночлег, все равно в темноте я ее не увижу.
30 июля
Встал в 6, вышел в 8. Через километр увидел избушку. Обидно блин. Думал сегодня пойду быстрее т. к. река намного уже чем вчера, но ни фига. Опять весь день на веслах. Часов в 6 попадаю в сильнейший ливень, который сопровождается встречным ветром. Дождевик, который я купил в прошлом году оказался полным дерьмом, так что через 15 минут я уже был мокрый. В нем сделаны отверстия для вентиляции, через которые и проникала вода. Мда-а, это не дело – надо будет заклеивать. Еще 2 часа бешеной гребли против ветра и дождя. Я знал куда еду. Время уже под вечер. Настроение на нуле – думал пройду сегодня гораздо больше, все вещи на мне сырые. Ищу избушку или место для стоянки. Смотрю одно – не подходит, берег весь в больших камнях и палатку не поставить. Иду дальше. С непривычки очень болит плечо, почему-то левое. Прохожу пол километра, поворачиваю голову – вот она родимая, чуть не проехал. Добрый дедушка на облаке все-таки ты есть. Время 21.00. Волшебным образом улучшается настроение. Топлю печь и развешиваю вещи на просушку. Отбой в 23.00. 31 июля Вышел пол девятого. Погода отличная. Сначала настроение было такое же, а потом чего-то раскис. Кажется уже послал бы этот сплав далеко-далеко, наплавался. Думаю, если пройдет хоть какая то лодка, поеду с ними. Очень беспокоюсь, что не успею вовремя – не за себя, а за родителей и девушку, они там с ума сойдут. Решил сделать так – дойти до базы на Ингато, там хорошенько отдохнуть, выспаться, а завтра двинуть в ночную. Похоже их придется делать штуки 3. Пока впечатления не очень радуют – страх, беспокойство, как-то очень остро ощущаешь свою беспомощность среди этих шибко просторных просторов. Так раскисал часов до 3. Потом прошел шиверу, поел, посидел отдохнул и как отрезало. Наверно это какая то защитная реакция организма, которого выдернули из привычных условий. Вот он изо всех сил и просится назад, внушая мне постыдные мысли о возвращении. А когда понял, что дело пахнет керосином и назад его никто не повезет, заткнулся и больше голоса не подавал. Через 8 км. от шиверы прошел порог Ингато, от которого 3 км. до зимовья. Володя сказал что тут охрененная база. Да-а другого слова и не подберешь. Чтоб сделать такое в дикой тайге, за 200 км от ближайшего населенного пункта надо очень постараться. Дом с прихожей (язык не поворачивается назвать его избушкой), баня, гараж, лабаз и еще куча построек, непонятного мне назначения. В доме идеальный порядок, чистота, все сделано очень аккуратно. Полочки с чистой посудой, вешалки для одежды.… Нигде такого не видел. Я здесь в 18.30.Пока перетаскивал вещи набрал воды в один болотник, но это фигня. Затопил баню, печь в доме. После 3-дневного путешествия под дождями и ветрами банька это то, что нужно. Кое-как выполз из парилки, поел, попил цикория. Завтра посплю до 8, перед ночной. Э-эх каждый день бы в избушках ночевать, вот было бы здорово.
1 августа
Спал отлично, не накрываясь. Ночью замерз, подкинул пару поленьев в печку, и снова стало жарко как в бане. Отчаливаю в 10.20, рассчитывая идти в ночь. Вопреки ожиданиям течение быстрое, прохожу около 40 км. (позже измеряя расстояние по карте Google оказалось что прошел я те же 30 км, но тогда думал что все 40, и это несомненно добавило +1 к моему боевому духу ). Решил – если найду избу, ночная ходка отменяется. Нашел. Стоит далеко от берега – еле увидел. Подхожу – побывал медведь. Выкинул наружу одежду, разодрал рулон рубероида, и даже соль, слипшуюся от влаги в большие куски, раскидал вдоль тропы. В довершении всего этот засранец косолапый оставил большущую кучу прямо возле зимовья, пометил типа. Кстати оконные рамы в таких избушках специально вытаскивают, и кладут на чердак под крышу, чтоб мишка не разбил стекол. Топлю печь, разжигаю костер на улице. Надеюсь сегодня, Михал Потапыч в гости не заявится.
2 августа
Не заявился :). Выхожу в 8. Почти сразу начинается сильный встречный ветер. На моем дредноуте против него тяжело. Гребу часа 3. Как зашел за поворот ветер переменился – теперь дует в спину, ну и скорость соответственно увеличилась. До порога Паимба дохожу до 15.00. Да-а не сладко бы мне пришлось если б этот ветерок да в лицо. Порог Паимба намного серьезней Ингато – 4 или 5 каскадов на протяжении километра. Вышел, провожу плот на веревке. Трудно – берег весь в огромных булыжниках, дно такое же – сломать ногу раз плюнуть. Задняя камера постоянно застревает на камнях. После проводки плота через один из каскадов, когда я уже думал что все, он застрял посреди заводи со спокойным течением, да так что не подойти и жердью не дотянуться. Пришлось раздеваться и плыть сдергивать его с камней. Завтра по плану Чуньские ворота. Где то в полутора километрах от порога увидел 3-х медвежат, которые заслышав плеск весел, быстренько убежали в тайгу. Это правильно, мне встреча с их мамашей совершенно ни к чему. Жалко только не успел сфотографировать. Интересно кстати – организм видимо перешел на какой то авральный режим работы: все дни работаю, гребу, а ем очень мало – не хочется. Пью много воды и чая. Сегодня вообще до вечера греб только на 2-х сухарях и кружке чая с сахаром, так как вчерашняя каша испортилась т.к. я оставил ее в избушке. И ничего! :)) Вот бы в городе так – это ж какая экономия продуктов. В 7 часов подошел к охотничьей базе напротив реки Паимба. Затопил баню, подремонтировал плот, сварил ужин. Пошел мыться, а вода в котле вся ржавая, т. к. те кто был там до меня не вычерпали из него воду. Пришлось, хорошенько пропотев, бежать мыться в реку, но все равно классно Завтра, наверное, будет дождь – нежелательно. Пью чай и спать.
3 августа
Как ни странно на улице ясно. Встал в 6.40. Чай, сборы, выхожу в 8.00. До порога Чуньские ворота около 20 км. Река в этом месте очень широкая, течения нет – все на веслах. Провел плот через порог – довольно просто он недлинный, каскад один. Поймал щучку и окуня – сегодня уха. После порога иду медленно, высматриваю избушку, хоть и сомневаюсь, что она есть в этом месте. Увидел в бинокль медведя – крупный самец. Избу таки высмотрел, хотя с воды ее видно очень плохо. Подхожу – рядом упало дерево и немного зацепило зимовье. Это хорошо что немного – ночевать можно. Спать в палатке нет никакого желания – берег весь истоптан медведем. Готовлю ужин внутри – снаружи костровища нема. Ночью снова баня – никак я не угадаю с количеством дров. Ну и ладно, жар костей не ломит. Уже 5-й день ночую по избушкам – везет. Кстати я отмечаю на карте все зимовья, которые заметил. ХЗ может кому и пригодится. Завтра самый сложный порог – Чуньский замок.
4 августа
Вышел в 8, и почти сразу начался дождь. Вот некстати. В пороге на берегу все камни будут мокрые и скользкие. Проводить плот на веревке и обносить вещи берегом наверно опаснее чем идти по воде. Пока дошел до порога дождик прекратился. По топо. карте здесь 4 каскада. Прохожу 3 – нормально, 4-й все таки решил обнести – большой перепад высоты. Провел – доволен. Отдыхаю, радуюсь что прошел. Рано. Впереди еще 2 не самых слабых каскада, которых нет на топо. карте и визуально не видно даже в бинокль т.к. они за поворотом. Влетаю туда с ходу. Слава богу, камеры не подвели, хотя много раз цеплялись за камни. Километров через 5 еще один каскад, которого нет на топографической двухкилометровке. Я его ждал, судя по снимкам со спутника – там сильное сужение реки. Прохожу ходом – нормально, камней нет, хотя волны достаточно большие. В 16.30 вижу в бинокль избушку по ЛБ. Становиться еще рано поэтому иду дальше. В 18.00 еще одна – уже можно посмотреть. Захожу – нет окна, крыша дырявая. Забраковал. Думаю если не найду, тогда пойду в ночь. По карте недалеко устье реки Сугнтанчу. Во думаю там точно зимовье есть. Приближаюсь – ничего, смотрю в бинокль – ноль. А пятая точка все равно чует, что что-то там есть. Точно!!! Здесь целая база, даже спутниковая антенна стоит. Вовремя я ее нашел – через час начинается дождь. Кстати после порога характер реки и окружающего леса резко меняется – вместо марей и болот сопки с лесом. Река стала узкой с быстрым течением (по сравнению с тем какое было). Это хорошо, значит быстрей доберусь до места.
5 августа
Место потерянных и найденных вещей. Вчера искал сначала ложку, потом фонарик. Сегодня когда занес вещи на плот, вспомнил что забыл кепку. Вернулся, забрал, отчалил. Только отошел, вижу, что оставил в избушке тапки. Пришлось опять приставать. Этим утром не смог развести костер на улице, чтоб вскипятить воду. Пока на него воздух нагоняешь - горит, перестанешь – гаснет. Вроде и дрова сухие, сосновые. Плюнул, решил открыть банку сгущенки, тем более что хотел это сделать после 2-х пройденных порогов, а прошел уже 4. Наконец то в путь. Время 8.30. Через пару километров на ЛБ изба. Во, думаю, зачастили после порогов. Иду дальше. Ну, дело близится к обеду. Я домой на жопе еду. Смотрю еще одна база и снова на ЛБ. Решаю пристать. Супа утром не сварил и хрен бы с ним, а без чая плохо – надо кипятить, а дрова сухие на базе всяко есть. Чаевник мля!!! Подтаскивая плот к берегу, дергаю его, передняя камера цепляется за камень…. Приехали! Попил чайку! Быстро вытаскиваю камеру на берег. Дыра приличная. Во жизнь! 4 порога пришел и ничего, а тут на ровном месте…. Делать нечего, надо клеить. Сомневаюсь, подойдет ли клей, который я купил к старым заплаткам. Вроде подошел, да только через заплатку травит воздух. Спускаю камеру – надо ложить еще одну. Слышу гром – оказывается пока я возился, все затянуло тучами, и сейчас похоже будет нехилый дождь. Ну вовремя блин. Ладно пойду под крышу пережду. База – пара избушек, одна старая, другая новая еще даже без двери. На полиэтилене, которым затянут оконный проем, дырки от когтей и отпечатки маленьких медвежьих лап. Медвежонок наверно или пестун. Сидел минут 20, дождь поутих, иду назад. Клею, накачиваю – вроде нормально. Привязываю камеру к плоту и погнали. Чай кипятить не стал - и так 2 часа потеряно. Только вышел на середину реки, вслед за первой тучей вторая – гром, дождь, все затянуто просветов нигде нет. Вовремя я камеру заклеил, а тот сидел бы в избушке до вечера, а то и до утра. Вообще я надеялся, что проблем с ночевкой сегодня не будет, судя по частоте с которой избы встречались до обеда. Вот тут я жестоко обломался! До ночи я больше ни одного зимовья так и не увидел, хотя часов с 6 вечера постоянно их высматривал. Выхода 2 – ночевать в палатке или идти в ночную. Выбираю ночную – палатку ставить особо негде, берег не позволяет. В 10 вечера пристал к берегу, запарил пачку ролтона с тушенкой и луком, сварил котелок шары, и вперед.
Ночь с 5 на 6 августа
Ужинаю на плоту. Да-а тяжеленький денек выдался. С обеда дождь, порвал камеру, избу не нашел, да еще и ночь не спать. Ничего перебедуем. Сижу на плоту часов до 12, потом одеваю всю одежду, заворачиваюсь в полог и пробую уснуть. Не получается. Кажется, вокруг все бурлит, булькает, плещется – то есть не кажется, а так оно и есть, только в темноте непонятно что это – рыба, зверь или просто вода в камнях шумит. Ну все таки пару часов покипел в полглаза. Около половины пятого встал – и вовремя. Река в этом месте делает крутой поворот и резко сужается, а по берегам вырастают огромные каменные столбы, вершин которых даже не видно – их скрывает туман. Потрясающее зрелище! Стоило ночь не спать. Ощущение будто плывешь в узком ущелье, зажатом со всех сторон гигантскими скалами. Течение очень быстрое - скоро порог. Сейчас главное не посадить плот на камни, чего я стал бояться после вчерашнего. Все осложняется тем, что я не знаю, где точно нахожусь и когда ждать порог т.к. в темноте перестал следить за картой. Прохожу шиверу, которую принял за Чунский порог. Вот, думаю, хорошо как – бода большая после дождей, пролетел как фанера над Парижем. Расслабился, а рано! Через пару километров опять столбы и после резкого поворота бешеный рев воды. Причалить не успеваю, приходится идти ходом. Удачно пролетаю 2 каскада, вижу третий. Мелькает мысль – ну все теперь точно пи*ц! Огромные камни, перепад воды около метра. Такого мой плотик точно не выдержит. Пройти сходу нереально!!! Вижу справа, рядом со сливом, небольшая заводь, где почти нет течения. Здесь валуны перекрыли воду как плотина, и только небольшие ручейки перекатываются через них. Каким то чудом загоняю туда плот. Теперь можно немного перевести дух и подумать, что делать дальше. Да-а подвели меня местные товарищи с Муторая, которые говорили, что все пороги надо справа проходить. Все справа, а этот слева! К тому же они рассказав о 4-х предыдущих порогах, этот так вскользь упомянули, типа ничего особенного, а он оказывается покруче любого из них. Разгружаю вещи. Провожу плот на веревке. Думал, застрянет т.к. слив очень узкий, уже моего дредноута. Ничуть не бывало. Поток воды движется с такой силой, что пропихивает плот через камни, буквально за 10 секунд. Теперь самый геморрой – перенести вещи. Перенес без потерь, только когда грузился, поскользнулся на мокром камне и очень сильно ударился локтем. Перелома нет, тока ушиб, едем дальше. Вот засада, за поворотом еще один каскад, небольшой, но все таки. Уже на самом выходе из него задняя камера налетает на камень и застревает. Мертво. Пробую столкнуть шестом – никак. Что делать? Думать надо быстро. Слезаю на камень, на котором застрял и пытаюсь вытолкать плот назад. Хрен там – напором воды его прижимает обратно, тут трактор надо, чтоб вытащить. Напрягаю извилину – ладно назад не катит, так поедем вперед. Приподнимаю плот и толкаю его так, чтобы напор воды мне помогал. Тут главное успеть на этот плот обратно запрыгнуть, а то останешься на камне посреди реки, а он дальше себе пойдет. Успел. Больше по реке порогов не должно быть. Смотрю время – 8.00. Ночная закончилась. Начинается новый день.
6 августа
В 11 часов вышел к устью Верхней Чунки. Чуть выше по ее течению вижу избушку и Ура!! Лодку. В бинокль даже видно, как мужики завтракают за столом на улице. Пристать не получается т.к. поздно их увидел и пригрести к нужному берегу не успеваю. Ладно. Пойдут назад – мимо меня не проскочат. Буквально через 20 минут слышу шум мотора и вскоре вижу еще одну лодку, которая пристает к берегу. Цивилизация Пригребаю к ним. Впервые вижу людей с тех пор как начал путешествие по реке. В катере 2 мужика и один молодой паренек. Разговариваем. Прошу добросить до Байкита – соглашаются. Отправляют меня в избу – 6 км ниже по течению выспаться и отдохнуть, а вечером, говорят, поедем. Через 1.5 часа догоняют. Иди, говорят, ходом дальше, проскочишь мелкие шиверы, и плесы, а вечерком мы тебя подберем. Ну, хозяин барин – пошел. Плес действительно очень длинный и мелкий. Встречный ветер. Та же история что и в начале пути – если не гребешь, относит назад. Руки отваливаются – гребу против ветра уже часа 3, а прошел всего около километра. :(. Плюнул, стал собирать вещи. Тут и ветер немного поутих. Вошел в поворот с хорошим течением и понеслась Часов в 6 слышу звук мотора. Ура!!! Конец, ветру, гребле, дождям, наконец то отдохну. Катер вдалеке проходит мимо. Как так? Договаривались же. Смотрю остановились ждут на берегу. Грести к ним около часа. Минут через 15 они заводятся и уходят. Матерю их вслух и про себя. Как так – пообещали и кинули? Ну сказали бы сразу что не возьмут. Да ладно бы в городе где такое, а теперь и в тайге уже. Обидно. Через часок успокоился, думаю, да и хрен с вами. Подходя к устью Нижней Чунки, налетел на единственный камень посреди реки. Зацепился средней камерой так, что плот накренился, и в воду полетела сумка и инструментами и палаткой, которая стояла на носу. Слава богу, успел поймать, хоть палатка и подмокла, но ничего не вывалилось т.к. она лежала сверху и закупоривала сумку как пробка. К 20.00 подхожу к устью нижней Чунки. По любому тут должна быть изба. Должна быть, да только я ее не вижу. Причаливал, ходил, смотрел. Не могу найти и все, хоть ты тресни. Палатку ставить негде – на берегах одни валуны. Придется по вчерашней схеме в ночь. Зато завтра к вечеру буду в Байките, а в понедельник на самолет.
Ночь с 6 на 7 августа
После устья река опять сильно сужается. По берегам скалы – очень красиво. Жаль что уже сумерки – нормально не сфотографировать. Вообще эту красоту не передать ни словами, ни фотографиями – все это не то. Здесь надо быть, увидеть, почувствовать эту реку, небо, скалы. Ради такого, наверное, люди и отправляются в дальние путешествия. Да, но закончим с лирикой В 23.00 пристаю, кипячу чай. Нахожу в рюкзаке пакетик кофе 3 в 1, который непонятно как там очутился. Вот это сокровище Как раз то, что нужно! Пью кофе, прохожу шиверку и ложусь спать. По карте их впереди еще 3, но как-нибудь проскочу. Шиверы на этом участке не сложные, без камней – просто волны средней величины. Дремаю т.к. ту ночь почти не спал, при этом возникает реальное ощущение что на плоту идут двое – один спит, а второй на вахте стоит и толкает первого когда впереди шивера. Во глючит от недосыпа, хотя, действительно, просыпался только перед ними, последний раз уже часа в 4. Поднимаюсь часов в 6. На улице пасмурно – не зря вчера вечером мошка вилась. Казалось бы пасмурно, значит должно быть тепло, ан нет – осень видать настала. Туман, сырость, встречный ветерок и низкая температура делают холод почти невозможным – всего трясет. Ну тут все просто, холодно – греби. Помогает – сам пробовал. К 8.00 дохожу до устья реки Тычаны. За ночь прошел прилично.
7 августа
Почему-то я считал, что от Тычан до Байкита километров 30. Дневной переход. На деле же оказалось конечно больше. Километров на 20. Река широкая, но течение быстрее чем я ожидал. Гребу. Решил не готовить, не терять время. Перекусываю килькой в томатном соусе. Гадость редкая, раньше лучше делали. К 15.00 прохожу около половины пути, и вижу моторку рядом с устьем небольшой речушки. Иду к ней на всех парах – задолбался уже грести, а последний плес километров в 9 просто доконал. Болит плечо, болят кисти рук, да и нервный напряг, дает о себе знать. Причаливаю к берегу, набрав воды в один болотник. Мужик рыбачит с племянником, в это время перекусывал. Накормил, налил, согласился довезти Эх, есть еще люди :)). Пока обедали, разговорились. Оказывается туристов здесь довольно много – по 4-5 групп за сезон, но идут они в основном от Байкита к Бору, по Подкаменной. Дядька этот не спешил, еще рыбачил. Я спокойно собрал и сложил вещи, отдал ему пару нивовских камер. Очень жалко было оставлять плот и большие камеры, но разобрать его уже не было сил, да и везти на самолете дополнительно 15 кг. резины у меня не хватило бы денег. По реке в это время прошло 3 или 4 моторки, так что до Байкита я так или иначе сегодня добрался бы. Одна из них, увидев плот, развернулась и пошла к берегу. Епта!!! Вчерашние знакомцы. А я думал они в поселке уже. Говорим. Оказывается, это совсем не их моторка мимо меня проскочила. Зря мужиков материл. Они были потеряли своего товарища и задержались на сутки чтоб его найти. До Байкита еду с ними – у них мотор посильнее. Час езды, два торчания на берегу в ожидании машины, и вот я в гостинице. Сутки 800 р. Ну еще по божески, по сравнению с Ванаварой. Заряжаю телефон, отзваниваюсь всем, что добрался до места, 20 минут телевизора и спать.
8 августа
В 7.00 подъем, в 8.30 еду в аэропорт. Такси – 90 р. Кстати, в Байките есть банкомат сбербанка, куда я заскочил по пути. Подхожу к кассе спрашиваю билеты на сегодня. Билетов пока нет, надо ждать посадки, а там может и будет и зависимости от загрузки самолета. Торчу в аэропорту 2 часа, уже куча народу. Повезло!!! Покупаю билет, рюкзак с баулом на весы – 35 кг. Перевес в 5. Оказывается у Красавиа бесплатный багаж в 30 кг, что конечно не может не радовать. Зато за килограмм перевеса не 60 а 80 р. Ну и ладно. Досмотр прошел без проблем – забил все железки в одну сумку, там толком ничего и не разберешь. Посадка в самолет. Да-а он определенно покомфортней катэковского, хотя и тот же АН-24. Садимся в аэропорту Емельяново через 2 часа. В 14.30 жду одногруппника с машиной. Красавец, отпросился с работы, встретил. Довез до своей работы, а там я пересел на такси. 40 минут и я дома.
Несколько мыслей на счет того, что я бы сделал по-другому, если бы заново пошел на этот маршрут, и в целом о поездке. Что было сделано хорошо, и что можно было бы сделать лучше. О маршруте. ЧБСХ. Маршрут, рассчитанный на 18 ходовых дней, был пройден за 10. На карте были отмечены все замеченные мной избушки, и шиверы не отмеченные на топографической двухкилометровке. Записаны координаты человека в Муторае, который сможет помочь с заброской. ЧМСЛ. Не стоило так гнать, надо было сделать пару дневок, порыбачить. О команде. Для этого маршрута оптимальна будет группа из 3-4 человек, т.к. расходы по перевозке груза будут делиться на всех, не будет проблем с местами в самолетах и вертолетах. При ночевках в избушках места хватит все участникам, потому как многие зимовья довольно маленькие. Ну и в конце концов это довольно большая группа людей, вероятность встречи которой с диким зверьем существенно снижается. Если ехать группой в 2 человека или в одиночку, уровень подготовки участников должен быть гораздо выше. О рыбалке Для комфортной рыбалки на этой речке желательно иметь резиновую лодку, лучше с мотором, для подъема по боковым речкам и оперативного передвижения по реке. Или же, если позволяют средства, сплавляться на 4-х местной ПВХ-шной лодке с мотором. Тогда не будет никаких проблем с ночевками. Из снастей – спиннинг, для ловли хариуза используют кораблик или мухи. О снаряжении Если сплав проходит в июне-начале июля обязательно иметь с собой ружье и собаку, так как в это время у медведей идет гон и на реке их огромное количество. При наличии средств желательно взять с собой спутниковый телефон, солнечную батарею, GPS-навигатор. Если нет навигатора, полезно будет заранее разбить весь путь на 10-ти километровые отрезки, для учета пройденного пути. Карту лучше взять как топографическую, так и снимки со спутника. О регистрации в МЧС Здесь конечно каждый решает для себя сам нужно ли ему это. Однако следует знать, что при регистрации маршрута, придется подписать бумагу, что в случае чрезвычайной ситуации (т.е. неприхода группы в точку назначения вовремя), все расходы по спасательным и поисковым работам вы берете на себя. А вертолето-час МИ-8 стоит около 100 т.р. Поэтому лично я не стал этого делать.
ну и немного видео My WebPage
|