Эти места хорошо известны сплавщикам. Озеро Кара-балык, или Черная рыба, откуда берет начало Большой Енисей. Сначала обычной машиной до Орлика, потом на Урале или подобном "проходимце" до дальней пасеки, потом сто с лишним километров пешки с катамаранами и всем прочим добром на плечах, и лишь потом начинается сплав, причем практически сразу идут пороги наивысшей категории сложности и все это ради них, ради их прохождения... Но никто еще не проходил эти пороги и не добирался до Кара-Балыка снизу. Для водометчиков это свой, не взятый, не покоренный водометный Эверест... В этот раз пошли в два экипажа. Мы вдвоем на Солар-480-джет и Андреич втроем на своей уникальной Шерпе-600. Наша задача была страховать экипаж Шерпы и, в случае беды, вернуть их на "большую" землю. Естественно, отметились на водопаде
который всегда был конечной точкой наших путешествий по Бий-Хему. В этот раз его пришлось обносить
Выше водопада Бий-хем становится довольно злой таежной рекой с многочисленными завалами и топляками. Идти надо очень внимательно и аккуратно. Через сорок километров река превращается в ревущий и завораживающий порог Элен. Жуткий и красивый, или жутко красивый?
По такой воде Элен не проходим. Приходится обносить и его. В этот раз перетаскиваем только Шерпу. Солар остается ждать ниже порога.
А Шерпу опускаем в небольшую лагуну выше Элена
Из этой заводушки надо выходить решительно и быстро, и нельзя ошибаться, иначе мощное течение затянет лодку в первую бочку Элена, из которой уже не выбраться. Впятером проходим быстрые злые шиверы и подходим к порогу Узкий. Красота нереальная - река пропилила узкий каньон в скалах и положила туда большущие каменюки
Порог очень непростой. На сколько он опасен говорит куча поломанных рам от катамаранов
При любой ошибке вода легко ломает металл труб
Внизу первая ступень, ворота в которые надо попасть, причем так, чтобы сразу правильно пройти мощный слив второй ступени
и с поворота попасть меж валунов третьей, верхней ступени. Немного облегчили лодку, обнеся часть груза выше порога, оставили в Шерпе необходимый баланс и двух наших бывалых друзей.
Они удачно прошли первую ступень, едва не встали на транец в бочке второй ступени, буквально прошили третью, но на выходе зацепились ногой мотора за камень, лодку стало разворачивать. Я уже подумал, что оверкиль со всеми ужасными последствиями неизбежен, но Шерпа соскользнула с камня, умудрилась не ткнуться носом в скалу, вывернула к центру порога и вышла из опаснейшей зоны. Дальше они пошли втроем. Дошли до величественного Кайфаса, который тоже оказался совершенно непроходимым вверх, обнесли и его, а это ни много ни мало 680 метров. Самый молодой намотал на этом обносе 17 километров. А потом уперлись в Сюрприз, который уже не смогли ни пройти, ни обнести. Но об этом, наверное, лучше расскажет сам Andrreich Мы остались внизу, на подстраховке, поэтому появилось время немного отдохнуть и полюбоваться сказочной красотой Саян.
Правда долго беззаботно любоваться не пришлось. Нашлись и другие любители полюбоваться. На присутствие этих косолапых тварей натыкались регулярно. То на свежие следы
То на задранного на тропе оленя
К счастью близкого контакта не случилось, но без ружжа даже поср... за водой не ходили. В ожидании возвращения наших товарищей отдыхали, кидали нахлыст, ловили и жарили здоровенных хариусов
и наслаждались красивейшими горными закатами
В двадцатых числах августа дневная температура упала до +5С, на перевалах выпало до полуметра снега! Там случился настоящий Новый Год с елками в снегу, гололедом и прочими зимними прелестями. Но снег быстро сошел и превратился в очередной паводок. Лишь на вершинах гор остались его белые следы
Спасались от холода с ветрами и ледяным дождем в старой разваливающейся избушке, согревались в отличной лесной баньке
Слава Богу, экспедиция завершилась благополучно, мужики вернулись, лодки и моторы не подвели. Вроде совсем недавно оттуда, а я бы хоть сейчас туда снова...
|