Как всегда, обсуждение летнего отдыха в Туве, началось после нового года. Основные организаторы я и Пал Палыч. Костяк команды сбился быстро и оставался практически неизменным.
По самому маршруту были расхождения во мнениях. Я хотел попробовать пройти Соруг, но Пал Палыч выступал с резкой критикой в плане безопасности маршрута и готовности команды, т.к. большинство ни разу не были в длительных переходах, тем более в Туве. Хотя команда оказалась без нытиков. Все настоящие мужчины уставшие от города.
Решено! Маршрут прежний (как в последствии оказалось последний с таким видом транспорта) Абакан – Петропавловка – Чазылар - Тоора-Хем – Кызыл - Абакан.
Подготовка и контроль за экипировкой Железногорских бойцов осуществляет Пал Палыч, провизию и контроль Абаканцев осуществляю Я.
Старт намечен на 19 июля (у меня день рожденья), все готово, народ выехал из Девятки, заняться откровенно уже нечем, купил пиво и сел на лавочку возле дома. Вспомнил что не перелил водку из стекла в пластик – начал, занятие я вам скажу веселое!
Около 13.00 подъехал Роман, в 14.00 должны подъехать Железногорцы. Вытаскиваем весь ассортимент на улицу, ждем. Вот уже подъехал Кирил на Хайсе – загружаемся.
30 мин – машины на стоянке , хайс полностью упакован, пиво открыто., в путь – троекратное УРА, УРА, УРА!!!
Звоню Борису в Аэропорт прошу разжечь мангал. Будем праздновать мое 33- летие всю ночь.
Дорога проходит весело, смотрим фильмы «Увидеть водопад -2», стращаем немного новичков, опять закатываемся. А вот и он – «Аэропорт» - все изменилось с прошлого года, нас встречают дома для великанов, из кругляка, по моему диаметр бревна около 70 -100 см, первый раз такое видел.
А вот и транспорт. Все приехали, сгружаемся. Но почему то открыт моторный отсек самолета, а за столом в беседке два пьяных непонятных чела. Выясняется что один наш пилот, второй механик, на столе запчасти видимо из карбюратора и они «кони» нас заверяют что самолет в порядке. После непродолжительной психологической атаки самолет собирают , заводят и тестируют – успокаиваемся и мы.
И тут мне приходит идея, « а давайте загрузимся с вечера, взлетать же с зарей» - давай.
Откровение пришло где-то в 3 ночи, без спальников было жутко холодно). Перекантовались в общем.
8.00 Завели самолет забились по местам, перегруза слава богу в этом году не случилось. ВЗЛЕТ.
Пилот оказался профи, надо отдать должное. Но первый раз на этом маршруте, попутал направление и полчаса лишних показывал нам красоты Тоджы.
Далее мягкая посадка в Чазыларе, мы внутренне были готовы к встрече с местным населением. А тувинов мужкого пола опять нет в деревне, тетки местные говорят уехали две недели назад в Тоора-Хем и видимо запили на берегу. Ну и х… с ними нам же проще.
Идти до берега около километра. Кто-то нес все сам , а Володя раздавал команды местной тетке, которая медленно думала, но быстро делала.
Качаемся - собираемся, часть из нас гондонная флотилия, часть на рафте. Все готовы- отчаливаем. УРА, УРА, УРА!!!Итак команда рафта: Дмитрий, Николай, Володя, Павел. Резиновая флотилия: Сергей, Андрей, Роман. Запланированное время в пути девять суток.
Отдых, балдеж, рыбалка. Как показала себя Хамсара в июле, еще и курорт. Из девяти дней на реке семь солнечных. Красота)))
Первая стоянка. Команда очень быстро вошла в речной режим, никто не тормозит, все заняты разбивкой лагеря, готовкой.И только надзиратели смотрят, чтобы все было правильно.
У многих руки не отпускают спиннинг, ни при каких обстоятельствах. Еще бы наконец-то Хамсара!
Пал Палыч начал осваивать нахлыст, это что –то невероятное, рыба в принципе не понимает что это обман, атакует на каждом забросе. Устал он наверно на четвертом десятке, да и мелочь стала попадаться все чаще. Надо отметить, что самый крупный хариус был около 700 грамм.
Утро нас встретило солнечной погодой. Настроение шикарное, по мне так самое главное, что нет телефона, как же он достал в городе. Думаю что только на реке или в тайге, наконец- то становишься свободным, превращаешься в мальчишку веселого и озорного без кучи комплексов и проблем.
Река влюбляет в себя с первого взгляда. На всем протяжении маршрута она не устает, меняется, то пороги, потом тиши, далее сутки перекаты, вот где харюзиный рай.
На рафте команда идет по центру, хотя вот в этих местах я всегда иду на лодочке под самым берегом, ленки проходу не дают. Но атаковали не активно, жара. Ничего крупного в этом сезоне поймать не удалось, рыба при ударе, максимум висит на одном крюке. Сходов было, не сосчитаешь.
Зато в еде мы себе не отказывали. Нам очень повезло, что у Дмитрия мама шеф-повар. Доминирующую позицию по кухне занял он. Готовил необычайно вкусно и разнообразно.
Только что прошли один из порогов. Настращал я конечно команду, будь здоров. Все уставшие, но довольные.
Прямо перед порогом стояла избушка, ее обитатель, завидев нас, примчался как ошпаренный. Пригласили гостя за стол. Он у нас попросил прощенья и сказал, что давно никого не видел и хочет две вещи, напиться и поговорить. Мы не против, столько текста было, давно так не хохотали.
Вот и первый дождливый день, все в предвкушении хорошего клева. Еще с вечера решили найти озеро «Щучье» и там разбить лагерь.
Клев действительно сумасшедший. Пару раз у меня были выходы тайменя, но не смог удержать, по весу думаю максимум десяточка. Поиски озера отняли много времени, заходили то вправо, то влево. На седьмой заход поняли, что нашли. Место красивейшее, по слухам где-то должна быть изба, но вечерело и на веслах не сильно-то раскатаешься. Поэтому когда увидели охотничий стан на нем и остановились. Разбили лагерь и провалились в крепкий сон.
Утро было волшебным, мы уже начали привыкать и воспринимали такую благодать как должное.
Пока мы завтракали, Сергей ,Володя и Николай были уже поглощены процессом ловли хищника. И результаты не заставили себя долго ждать.
Я не стал дожидаться когда рафт с командой покинут озеро и выплыл первым. На Хамсаре это участок тишей, можно долго стоять на месте и ловить рыбку не переживая, что далеко унесет. Вот и я часа три спокойно обкидывал реку. Потом увидел небольшой пяточек белого песка, подплыл, достал кресло, открыл бутылку вина и начал с места у берега ловить окуней. За этим занятием меня догнала команда. Парни были встревожены, ведь впереди порог «Щеки». Допытываются у меня, насколько он серьезен. Я без тени сомнения говорю что пятая категория, все должны привязаться и быть готовыми.
После щек по обоим берегам есть прекрасные полянки с мягким теплым песком. Круче чем в Тае. На одной из них мы и остановились.
Жара была явно за +30 по Цельсию. После купания в горной реке, чувствуешь что помолодел, тут же напился живой воды, позагорал на песочке.
Пал Палыч уговаривает Дмитрия, пожарить котлет. Идею восприняли на ура. Началась подготовка. Были выбраны две щуки по 4-5 кг, 3 ленка по 1,5 кг и пара не выживших таймешат. Еще потребовалось 1,5 кг лука и 1 кг сала.
Когда вся команда работает с одной целью, все происходит быстро. Роман чистит рыбу, я филею, Диман крутит на мясорубке, потом мы валяем фарш в котлеты, жарим. Серега и Володя ставят летнюю кухню, Палыч и Коля готовят баню. Супер!!!
И вот оно супер блюдо. Таких котлет не найдешь в ресторане. Тают во рту, сытные, вкусные, с хрустящей корочкой.
Баня была готова часам к 12 ночи. И тут же резкий контраст по погоде. Стало холодно, аж пар пошел изо рта. Градусов наверное 10 всего. Напарились, накупались.
Утром была очередь мыть посуду Сереги и Романа. Справились очень быстро. Все дело в разделении обязанностей.
У многих прошла измена, ведь впереди больше не будет порогов. Разделили котлеты и в путь. Я занялся любимым процессом, заброс под берег, проводка, удар, подсечка… и рыба в лодке. Если таймешонок то в воду, насчет Ленка не страдаю, плодиться он быстро, почти как хариус.
Диман иногда пугался, когда что -нибудь крупненькое клюнет, бывало подводит рыбу к рафту и просит чтобы кто нибудь ее забросил.
Вот на этой косе мы совсем расслабились, стояли два дня, просто ничего не делали, купались, загорали, ели и пили. Сдесь нам выписали штраф за лодки без номеров, 500 руб. за всех нормальная такса
Авот эта другая коса, и тут у нас случилось приключение. Где-то часа в четыре дня мы встали и слышим мотор. Еще не успели убрать ничего, все шмотье по берегу. Показалась лодка, а в ней четыре тувинца молодых, чалятся и один к нам. Пока идет все осмотрел, попросил сигарет, мы сказали, что не курим. Он пошел обратно и они уплыли. А мы продолжили отдых и рыбалку.
Вечером часов в 10 опять мотор. И опять те же самые Тувины. Заглушили недалеко от нас, достали сети и начали ставить. Мы поняли что придется выставлять посты. Разделились и видели их ночью еще пару раз на заглушенном моторе. Но они не осмелились подойти.
Еще в этот вечер мы были свидетелями необычайной красоты, когда из хоровода туч выглядывало солнце, нам открывались совершенно нереальные цвета природы. Было такое чувство, что солнечные лучи резко по чьей-то команде раскрашивали тайгу, сопки, реку.
А когда мы отплыли с косы, в том месте где они сети ставили, глубина оказалась с пол метра.
Река постепенно набирала силу, стала шире, ямы стали глубже. Диме как обычно везло на щук. У меня также все без изменений, клев интенсивный, сходов много, крупного взять не получается. Хотя атаки все чаще.
И вот последний день сплава. Остановились на устье Хамсары и еще одной речки. Ждем транспорт, делимся впечатлениями.
Обратная дорога неспешная, все в ожидании Тоора-Хемского магазина.
Володя успевает встретиться со своей семьей.
Выпиваем за него, говорим что ему надо ненадолго уехать. Тувинки в слезы.
Высота 1800 над уровнем моря. Как обычно в самой высокой точке сакральное место.
И вот наконец-то мы в центре Азии, Кирилл нас ждет, быстро грузимся и ДОМОЙ.
Спящий Саян встретил нас во всей красе. По моему сейчас он начал просыпаться.
До новой встречи красивейшие места нашей планеты!
|