Продолжение первой части первая часть тут - http://www.bylkov.ru/publ/42-1-0-1937
Решили поступить так, дойти до мыса Хобой, потом, если не сильно качает, дойти до пос. Узуры (обнаруженного на карте). Далее варианты действий по ситуации. Если за Хобоем штормит, и в Узурах ничего интересного нет, то разворачиваемся и идем через малое море на Заму, а далее, назад уже возвращаемся по другому берегу малого моря. Если же все пойдет нормально, то продолжим путешествие вокруг Ольхона. Переход ну другую сторону, на Св. Нос и далее в Чивыркуй, мы решили отложить на следующий раз по нескольким причинам: -переход от Хобоя до Св. Носа порядка 44км -неопределенность с погодой, Байкал, судя по рассказу байдарочников качает очень крепко -непонятное поведение Ротана с периодичнским свалом из глисса и прилипанием дна к поверхности воды -плюс, при переходе к Сасе возникли траблы с зарядкой от тохи, которую я сварганил перед походом Правильно мы сделали, что отложили переход, тк на следующий день от сотрудника Узурской метеостанции узнали, что в районе Ушканьих островов был шторм. Туда на большом катере собирались отправить французов на экскурсию, но как раз из-за шторма отложили.
Немного о быте и других моментах путешествия. Стабильная связь МТС прекратилась уже за Хужиром, что бы позвонить из Сасы надо было подниматься на верх горы. На другой стороне острова связи уже не было до Ольхонских ворот. Мы особо по этому поводу не переживали тк с собой был спутниковый телефон. Однако и Глобалстар подвел в одном месте, телефон так и не смог обнаружить спутники когда мы находились на стоянке в заливе Будырская губа. Часть туристов специально перед путешествием приобретают симки местного оператора, Байкал телеком вроде. В этом случае, связь по всему острову стабильная. Для приготовления пищи мы использовали компактную газовую плитку на баллонах. Иногда на костре запекали на небольшой решетке картошку и рыбу (рыбой обзавелись в Узурах). С дровами, после Хоргоя уже проблем не было, в любом заливе можно было набрать необходимое для костра количество. С собой у меня был топор и компактная ручная пила, которая укладывается в коробочку 5*5*10см. Запас батареек для навигатора оказался избыточным, я брал из расчета 2шт в сутки, реально же, мне с запасом хватило 4х штук на всю поездку. Так как я планировал заряжать девайсы от мотора, брал с собой еще и небольшой аккумулятор, которым воспользовался только один раз, подкачивая в конце путешествия лодку, электронасосом Bravo, который тоже брал с собой. Места много он не отнял, зато удобно. Посуда, плита, газовые баллоны, запасные винты для моторов, инструмент, аккумулятор, инвертор, топор, молоток и прочие нужные вещи компактно размещались в двух ящиках для инструментов. Ящики крепились, что бы не летать по лодке, к бортам лодки, оставляя значительно свободного места в кокпите. Продукты хранились в двух, двадцатилитровых емкостях с широким горлом и герметично закручивающимися крышками. Удобная штука, если ездить на рыбалку, то после освобождения от продуктов можно складывать на хранение пойманную рыбу. Емкости так же крепились в лодке по бортам. Вещи мы упаковали в удобные гермосумки, так что вещи были всегда сухими. В одной сумке размещалась палатка, самонадувающиеся коврики, спальники. В другой сумке хранилась одежда. Одну сумку мы чуть не спалили , когда во время зарядки произошло расплавление резистора, который стоял перед аккумулятором, резистор нагрелся так, что начал плавить аккумулятор и сумку. Супруга вовремя заметила дым и запах, исходящие от плавящихся вещей. Были еще гермомешки, но в них лежала малоиспользуемая одежда и вещи на совсем крайний случай. Перед поездкой я немного запилил на Ротане транец, АКП после запила стала ниже уровня дна на 4,5см. Возможность поднятия мотора на 3,5 см осталась. Выходили мы с мотором, поднятым до уровня 2см, периодически были прохваты, в основном на волне. К крайнему переходу я опустил мотор полностью, и только после этого прохваты закончились. Правда грешу еще на грузовой винт BS Pro 10, тк когда подностью опустил мотор, сменил еще и винт на оригинальный 11шага. Тент. Есть у меня ходовой тент, сначала я думал его взять, что бы иметь возможность комфортно передвигаться или в дождь или прятаться от падящего солнца. Опять же вещи от дождя сохранить. После недолгих раздумий решил установить носовой тент. Во первых потому, что при сильном ветре, которые на Байкале не редкость, лодку с таким парусом как ходовой тент унесет, либо тент поломает, во вторых, ходить под ним всетаки не очень удобно. Носовой же тент частично все таки сохранял вещи от осадков, плюс не давал воде вливаться в лодку при столкновении с волной, которая по нему просто скатывалась. Выбор палатки автомат Greenell Tralee 2 полностью себя оправдал. Сначала я думал взять с собой другую, более вместительную. Но испытав дома свое приобретение, а брал я Greenell под походы в одну каску, и посоветовавшись с супругой, решил остановиться именно на ней. Плюсы, это компактность, малый вес, быстрота установки (реально не более 30 секунд) что порой очень важно. К минусам можно отнести не проработанное устройство замков клапана-входа, при котором разделены сетка и ткань, но это больше наверное относится к эстетической стороне вопроса. И еще, что из-за компактности вы не сможете разместить все свои вещи внутри палатки на ночь, хотя мы этот вопрос закрывали наличием гермосумок от Сплава, которые с вещами стояли рядом с палаткой, а что бы их не унесло ветром, сумки пристегивались к стойкам палатки. Часть вещей всегда ночевала в лодке под тентом.
Продолжим повествование. Наступил 5й день путешествия Проведя две ночи в заливе Саса мы решили идти дальше. Ожидать от Байкала погоду можно бесконечно долго, поэтому выдвинулись в легкое волнение. Планы как мы собирались действовать дальше, я описал выше. С вечера я опустил мотор еще на 1см. Прохватов во время движения стало меньше, но они не прекратились. В основном это было когда мы перепрыгивали с волны на волну и винт повисал в воздухе, и когда срывались с глиссирования натолкнувшись на высокий вал, либо когда не могли выгрести вверх на гребень волны. Наиболее комфортно было, когда длина волны была чуть короче длины лодки, и мы просто перепрыгивали по гребням валов. Я комфортно восседал на кемпинговом кресле, откинувшись на удобную спинку, супруга рядом, на мягком кормовом пуфике. Высота волны была примерно от 0,5 до 1 метра. Так, не торопясь мы дошли до мыса Хобой, где торжественно допили скромные остатки португальского портвейна, специально сохраненные на этот случай (оставалось как раз по паре небольших глотков). Сделав несколько памятных фото, мы двинулись дальше, в Узуры, где должны были определиться куда двигаем дальше.
Мыс Хобой Штурман Капитан
За мысом Хобой, на основном море, обстановка была уже не такая как на малом. Дул Култук, волны стали выше и длиннее мы их уже не перепрыгивали, а то взбирались вверх, то стремительно катились вниз как с горки. Наш Ротан мужественно двигался вперед к намеченной цели. Скорость передвижения была порядка 25-27 км/ч. Медленнее, сразу сваливались в водоизмещающий режим, если быстрее, реально страшно, тк лодка в таком случае подпрыгивала слишком высоко, и мы жестко приземлялись между валов, с последующим утыканием носа лодки в поднимающийся вал. В этой обстановке, это был оптимальный режим движения. Практически не останавливаясь, с шутками да прибаутками, мы добрались до точки назначения. Это была среднего размера бухта, окруженная скалами, в которой стояли рыбацкие боты.
Залив Хага-Яман, вид на гору Раба
На берегу были строения, как позже выяснилось, это метеостанция Узуры, и дома, где живут семьи сотрудника метеостанции, а так же несколько построек для отдыха туристов.
Залив Хага-Яман, гора Раба и мс Узуры, вид с горы Толгой
Мы реально радовались, что можем передохнуть после такого перехода. На берегу залива все устроено для отдыха туристов. Есть ларек с напитками и возможностью легкого перекуса. Есть возможность переночевать как поставив палатку, так и договорившись с местной администрацией. Мы решили сделать себе поблажку, договорились о цивилизованном ночлеге и возможности попариться в бане.
Наш цивилизованный ночлег Юрта изнутри
Появилась возможность зарядить наши девайсы, что мы и сделали. Источник электроэнергии поселка
Так как в Узуры есть дорога по острову, это около 40км от Хужира, есть отдыхающие на машинах, с палатками. Размещаются они на большой поляне и на опушке леса ближе к склону горы Раба. Недалеко установлены контейнера для мусора. Пляж как и большинство на Байкале, дикий, народ купается и голышом тоже. За порядком на территории присматривает сотрудник метеостанции. С ним же можно порешать вопрос о ночлеге, дровах, бане. В Узуры каждый день привозят туристов, большинство из них иностранцы. Мы видели корейцев, японцев, французов и немцев. Часть иностранцев по несколько дней проживает там, ходя в пешие походы в гору, с которой открывается красивый вид на бухту и Байкал. Вид на гору Толгой в Узурах
Так-же отсюда туристов возят на морские экскурсии к Ушканьим островам, либо в сторону мыса Ижимей, где можно понаблюдать за Байкальской нерпой. Но это тех, кто видимо группой там проживает, в основном, как я уже отметил, это иностранные туристы. В тот момент, когда мы пребывали в Узурах, в бухте базировались рыбацкие суда, по ночам выходящме на лов омуля. Надо сказать не в егда удачно, периодически, как нам рассказали, возвращаясь пустыми. Собственно, мы в этом убедились уже на следующее утро, когда встали пораньше, решив купить несколько хвостов омуля у рыбаков. Из четырех экипажей, с уловом пришел только один, у второго было рыбы пара небольших ящиков, двое других сходили в холостую. На завтрак мы запекли на углях пару омулей и стали собираться в дальнейший путь. Завтрак
В Заму решили не идти, а решили продолжить путешествие вокруг Ольхона. Часов в 10 утра мы услышали работу мотора, а чуть позже появилась надувная лодка направляющаяся в залив. Я подошел помочь вытащить ее на берег. В лодке путешествал парень, шел он с малого моря, со стороны Замы, путешествовал он по малому морю по внешней стороне. Лодка Лидер, мотор Парсун, вроде бы 9ка или того меньше. Он рассказал, что со стороны малого моря полный штиль, а вот как зашел за мыс Хобой волны стали по 1,5 метра.
Дул Баргузин, усиливалась волна, появились "белячки". Запланированные для иностранных туристов экскурсии на Ушканьи острова и мыс Ижимей, были отложены на неопределенный срок. Мы собирались идти. Следующая запланированнная ночевка в заливе Будырская губа.
С утра я еще немного опустил мотор, оставив последнюю, 05.см подкладку на транец. Порешали так, что если будем совсем тяжко, то развернемся назад. Юрий Юрьевич (сотрудник метеостанции), предварительно на карте показал нам место, где мы бы могли удобно разместиться на ночлег, где не так сильно дует ветер, и не сильная волна для стоянки лодки. Итак, собравшись и упаковавшись мы выдвинулись в путь. Дул попутный ветер, волна при выходе из залива порядка 1-1,5 метра. Дальше стало "веселее", оказалось что при попутном ветре, и соответственно волне, идти не так-то просто. Из-за длинной волны пришлось идти галсами, стараясь идти не строго перпендикулярно волнам, а чуть под углом, стараясь сглаживать силу ударов при приземлении. В водоизмещающем идти было грустно, поэтому развив крейсерскую скорость, придерживался ее. Шли 27-29км/ч. Через некоторое время, когда мы уже порядком отошли от Узур, ветер и волна усилились. Вы бора у нас уже не было, надо было двигать до места. Фото и видео, которое во время периодических вынужденных перекуров (когда лодку срывало в водоизмещающий) мы пытались снять не передают высоту окружавших нас волн, и то как мы периодически взбирались на валы, а потом стремглав летели с вала вниз, или когда мы перелетали с гребня одной волны на гребень другой. Я только и слышал, как периодически винт шуршит в воздухе. Старался держать скорость, что бы как раз хватало идти по гребням валов не скатываясь вниз, что не всегда получалось. Это было такое катание, как на американских горках. Когда не угадывали с длиной волны, следовало очень жесткое приземление, с последующим выгребанием на гребень вала. Один раз приземлились практически в нижней точке вала, встретив его жестко носом лодки, масса воды, перелетев через носовой тент, напором окатила нас с ног до головы заливши часть вещей. Благодаря носовому тенту, с которого основная масса воды скатилась, в лодку попала только пара-тройка ведер, которая незамедлительно покинула Ротан через самоотливной кокпит. Позже, вечером, я решил посмотреть в навигаторе профиль высот, что бы оценить статистику как нас болтало по пути. Показания были такие: сначала колебания составляли 2-4 метра, что соответствует высоте средней волны 1-2 метра, потом 5-6 и 6-7 метров, а в один момент разница между зафиксированными показателями верхней и нижней точек составила 8-10 метров, что как вы понимаете, соответствует высоте волны 4-5 метров.
Справка по силе ветра и оценке силы шторма https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0_%D0%91%D0%BE%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%B0 http://meteoinfo.ru/bofort Получается, что мы побывали в шторме, силой 4-7 баллов......
А я то думал, что так четко кататься с гребня вниз , это как с горки на уровне третьего этажа под уклоном около 45 градусов. Кстати, очень удобно, стартовать под горку, нужная для выхода в глисс скорость набирается влет.
Так, с ветерком, с периодическими остановками, с матами да прибаутками, мы добрались до нужного нам места. Это была самая южная часть залива Будырская губа, там в конце, перед мысом, есть закрытый от сильного ветра участок берега. В самом заливе, у сухого ручья тоже есть стоянка, но мы решили там не останавливаться, т.к. место продуваемое, плюс там уже стояли туристы, видимо пришедшие на байдарках (хотя байдарок я не видел).
Берег галечный, и немного крутой. Еще дул ветер и в берег била приличная волна. Мы когда пристали и вытаскивали лодку на берег, в один момент ее развернуло боком, и вода захлестнула через борт. Решили переставить лодку в другое, более удобное как нам казалось место, плюс ее там можно было качественно привязать. Что бы лодку не разболтало, пришлось ее выталкивать на берег на столько высоко, пока скеги на хвостовиках не уперлись под углом в дно. Только в таком положении лодку не разворачивало, Ротан стоял как вкопаный. Тут мы решили простоять одну ночь и до обеда следующего дня выдвигаться дальше. За мысом Ухан, должна была быть удобная стоянка, и мы хотели дойти до нее и там заночевать перед финальным рывком к финишу.
Вечером пошел сильный дождь, плавно переросший в ливень с сильным ветром, ливень был такой силы, что у нас промокло кресло, предварительно укрытое полиэтиленом. Мы прятались в палатке. Палатка к счастью выдержала неожиданный натиск стихии.
Утром засобирались идти дальше. Потихоньку начинал разгоняться Култук, сменив дувший до этого Баргузин. Предварительно я опустил мотор совсем вниз, убрав последние подкладки, и заменил грузовой винт 10 шага, на штатный с 11м. Мы надеялись максимально быстро добраться до точки маршрута, которую я определил еще с вечера, там предполагалась стоянка еще на одну ночь, после чего стартовать в Сахюрту. Выйдя из залива столкнулись с неприятной лобовой волной, и опять пришлось идти галсами, что бы хоть немного меньше прыгать по волнам, гораздо удобнее, когда проходишь волны не в лоб, а немного под углом. так как ветер дул навстречу, стартовать после срыва с Глисса стало тяжелее. Радовало одно, Ротан со штатным винтом и опущенным до предела мотором шел бодрее. Прекратились прохваты, при прыжках через валы уже не было такого рева, а был приятный шелест лопастей по воде. На выходе из залива встретили две байдарки, идущие с юга. позже, через несколько километров снова видели людей на берегу, где нет подъезда, скорее всего это были так-же байдарочники. Видимо, путешествия на байдарках по Байкалу весьма популярны. Возможно, отчасти, популярность такого вида путешествия придал отчет пары студентов, которые на байдарке, несколько лет назад, обошли весь Байкал. После прохождения мыса Ухан, через несколько километров ветер и волна значительно снизились. Ротан опять стал периодически залипать дном к поверхности воды. Так, ходом, мы по пути к намеченной точке проскочили обжитую стоянку. Когда пришли к месту. оказалось, что я ошибся на несколько километров, и там, где я поставил точку в навигаторе остановиться не получиться, а стоянка была как раз в том месте, которое мы уже проскочили. Времени было у нас достаточно, и я принял решение идти дальше, до места, с которого мы стартовали. Погода стояла ясная, видимость хорошая, и я решил сократить путь идя напрямки а не вдоль берегов, "облизывая" все заливы. Взяв курс на дальний, виднеющийся мыс, предполагая, что за ним Ольхонские ворота, мы пошли вглубь моря. Это была моя тактическая ошибка, то был мыс Крестовский , который знааачительно дальше Ольхонских ворот. Это мы выяснили немного позже сверившись с навигатором. Этот "крюк" отражен на схеме маршрута. Опять усилился ветер, а по удалении от берега и волна... Но мы же уже, после перехода до Узур и последующего к Будырской губе, были почти морские волки . Волна была неприятная, я ни как не мог угадать с необходимой скоростью, что бы нас не колотило о поверхность воды. Прыжки были такие, что я периодически не видел, в каком направлении мы летим. После очередного приземления обнаружил, что ножку стула, на котором я удобно размещался все путешествие, забило между транцем и надувным дном. Кое-как я ее извлек, но оказалось, что это не надолго. После очередного жесткого приземления я почувствовал, что как то глубоко стал сидеть на стуле. остановившись обнаружил, что уже обе ножки забиты под транец, и извлечь их оттуда уже нет ни какой возможности, а стул погнулся в двух местах.. . Далее путь я продолжил восседая на пуфике. Ох, как-же неудобно по волнам передвигаться сидя на надувном пуфике и управлять при этом лодкой. Прыгал на нем я как на батуте, периодически подлетая сантиметров на 20-30 . Хотя, если бы это было жесткое сиденье, то сокрушаться бы мне пришлось о разбитом заде и вытряхнутых внутренностях. Ближе к Ольхонским воротам, волна стала меняться, Култук сменился на Сарму, где то в километре от входа в пролив пошла очень короткая волна. Так было даже лучше, мы перестали летать и жестко приземляться, просто пошли разрезая верхушки небольших валов. Удалось немного повысить скорость, берег нас ждал...
пролив Ольхонские ворота
Сначала были мысли после короткого захода в Сахюрту уйти дня на три в Мухур, покупаться и порыбачить, но добравшись до места старта я принял решение выгружаться и ехать домой.
Итог Пройдено, 200 км за 7 дней. Потрачено топлива ~ 82 литра. Привезена масса хорошего настроения и позитивных впечатлений. Приобретен новый опыт.
Бродяга Байкал переехал...... Вид на залив Мухур
До свидания Байкал, до встречи в будущем году!
Про ветры Байкала http://www.magicbaikal.ru/info/winds.htm http://irkipedia.ru/content/vetry_baykala
В заключение еще немного про быт Много разных отчетов, но как правило ни кто не пишет, что делают с бытовыми отходами во время путешествий. Мы поступали так. Печенюшки я сразу перелил в пластик, правда рука дрогнула, и я не посмел так поступить с португальским портвейном и мускатом красного камня . Всю органику, бумагу и пластик мы сжигали в костре, стекло и металлические банки увезли с собой. Места это много не занимало, тем более, что первую часть мы оставили в мусорных контейнерах в Узурах. К большому сожалению часть красивейших мест Байкала "облагорожена" присутствием человека, стекло, сгоревшие консервные банки, пластиковая тара. Забирайте мусор с собой, это не сложно, даже если перемещаешся пешком. Интересный факт - в МРС (Сахюрта) мы не смогли найти контейнеров под мусор, их там просто нет, и отдыхающие выбрасывают мусор себе же под ноги. Мы увезли накопившийся за путешествие мусор с собой, в Красноярск.
Оборудование и расходники: Лодка Ротан 420м, с установленным стационарным баком. Тент носовой от Питерской компании Кондор. Мотор основной - Tohatsu 40CS. Мотор запасной - Suzuki DF6L. Ручной насос и электрокомпрессор Bravo. Бензин АИ 95. Масло 2t Amali. Палатка Greenell Tralee 2, автомат. Корзины багажные под канистры с топливом от камрада Drug, плюс винт винт оригинальный, восстановленный им же, после моего похода на р. Мана. Экспедиционная канистра под воду "экстрим". Спутниковая связь Глобалстар, двухмодовый терминал Telit. Рации JJ. Кейс для аппаратуры связи Seahorse. Навигатор Garmin 64ST с загруженным генштабом (спасибо камраду ДВ) и запасом батареек. Гермосумки "Сплав" и гермомешки китайские нонейм, но шикарный нонейм , заказывал с DX.COM. Гермоконтейнеры Dry Box для аптечки, инструмента, набора выживания, от фирмы MTM. iPad mini с дистанционной колонкой от "b", что бы иногда не было скучно. Фотоаппарат Olympus. Емкости, 2*20л под продукты. Ящики из под инструмента, для мелочей, посуды, запасных аинтов, аккумулятора, компрессора и др. инвентаря. Канистры пластиковые под бензин 4*31,5л. Бак для топлива стандартный 25л.
|