Не сразу смог сесть за отчет, работы после отпуска привалило, пришлось разгребать да это и к лучшему, так как надо было немного остыть от впечатлений, которых накопилось за поездку очень много. Поездку в Монголию мы планировали с прошлого года, хотя маршрут выбирали достаточно долго, но, в конце концов, остановились на том, который ребята уже проходили. Сразу скажу, что при путешествиях в Монголию возникают определенные технические сложности и первая это визы, которые надо брать не ранее чем за 30 дней до въезда и виза действует всего тридцать дней, стоимость порядка 1600 – 2000 рублей на человека. Вторая это доставка снаряжения. Огромное спасибо фирме «Серебряный берег» Михаилу и Надежде Донским, которые помогали нам в этом путешествии. Они предоставили приглашения, по которым нам оформили визы. Так как съезжались мы из разных мест, то организовали встречу. Нас с сыном встретили на Ж/Д вокзале, а ребят из Москвы и Питера в аэропорту. Первые трудности нам подбросило РЖД, несмотря на заверения и солидную оплату катамараны и часть снаряжения не прибыли в Иркутск вовремя. К сожалению как выяснилось на месте, ждать мы не могли, так как это была пятница, и нам до 6 часов нужно было пройти пограничный пункт Монды расположенный в 300 км от Иркутска, оказывается в субботу и воскресенье пограничный переход не работает и граница закрыта до понедельника. Поэтому было принято решение оставить двух членов команды в Иркутске дожидаться груз, а остальная команда на представленном нам автобусе выдвинулась в сторону Монголии. Добирались до границы почти 6 часов, там попрощались с водителем автобуса и пешком достаточно быстро (всего за час) прошли границу. На той стороне нас встречали так же представители компании «Серебряный берег» на трех УАЗиках, как в их ласково зовут «буханках» или «таблетках». Мы разместили снаряжение, расселись сами и отправились на турбазу «Серебряный берег» расположенную на берегу озера Хубсугул. По пути пришлось пройти неизбежную процедуру сбора денег: за въезд в национальный парк 100 рублей и за временную регистрацию на территории Монголии еще 100 рублей. База «Серебряный берег» произвела на нас просто потрясающее впечатление. Тут и ночевка в юртах со всеми удобствами и ресторан с национальной монгольской кухней. Кроме этого нам продемонстрировали, как готовиться, а затем и угостили шашлыком из свежей бараньей печени, завернутым в бараний жир. Потом еще было национальное монгольское блюдо «хорхог» это баранина, приготовленная путем катания бочки, в которую заложили замаринованную с луком баранину и раскаленные до красна камни, с небольшим добавлением воды. Все было очень вкусно и хорошо шло как под водочку, так и без нее. Пейзажи вокруг базы тоже не оставляли равнодушными, чистейшее огромное озеро, на фоне заснеженных вершин очень впечатляет. Хубсугул это монгольский Байкал, озера находятся в одном разломе и ходят легенды, что они связаны между собой подземными реками. Вода прозрачнейшая и очень чистая. В отличие от нашего Байкала на берегах озера, нет ни каких промышленных предприятий, да и населенных пунктов очень мало. В озере водиться хариус в огромном количестве, ловиться и на блесну и на муху и на кузнечика. Есть ленок и даже таймень, которых тоже можно изловить, если знать где. На безе «Серебряный берег» для рыбалки на озере есть все условия и лодки и снасти, когда мы там были, то присутствовали несколько подводных охотников, которые по их словам подстрелили несколько неплохих налимов. Говорят, что особенно впечатляет подледный лов в апреле мае, некоторые даже называют это не рыбалкой, а добычей. Но достаточно отступлений, какой гостеприимной не была турбаза, наш маршрут пролегал дальше и на следующий день, на УАЗиках мы продолжили путь к месту, где нас ждали лошади. Лошадиная ферма типичная для Монголии. Рядом с покосившимися домиками и юртами стоят спутниковые тарелки и солнечные батареи. Дизель генераторы, наверное, есть, но так как солярка достаточно дорогая и ее транспортировка затруднительна, то именно солнечные батареи являются основными источниками электричества. Погрузка снаряжения и нас на лошадей проходила довольно длительное время, так как монголы никуда не торопятся. Наконец в три часа дня, когда все расселись и более менее привыкли к своим скакунам, мы тронулись в путь. Монгольские лошадки небольшие ростиком, но очень выносливые, в этом мы смогли убедиться позже, но и очень своенравные. Сначала мы пытались заставлять их двигаться в нужном направлении и с нужной скоростью с помощью уговоров, понукания монгольским словом «Чуух», которое видимо заменяет монголам наше «Но», но потом нам объяснили и наглядно продемонстрировали, что лошадей надо пинать, что есть силы и хлестать по крупу поводом, только тогда они слушаются, иначе почувствовав слабину у наездника будут идти куда попало. Со временем мы все конечно привыкли к своим лошадям, но по началу проблемы были. Приключения начались практически сразу после выезда. Не проехали мы и трех километров, как при переходе через первый же ручей одна из вьючных лошадей упала и, перевернувшись на спину, поджав лапки, улеглась прямо в русле ручья. Монголы пытались ее поднять, но она только уползала от них. Это было смешно, если бы не было грустно от того, что это наша снаряга, закрепленная у лошади на спине, мокла в ручье. С трудом удалось вытащить лошадь из ручья, потом проводники решили, что она не потянет, и стали ее перевьючивать. Провозились часа полтора и, наконец, опять тронулись в путь. Стали понемногу подниматься в горы, они достаточно своеобразные, не высокие с плоской вершиной в несколько километров, в которой как в котловане находится болото. Так, что по этой дороге без лошадей пройти практически невозможно. Наши лошадки не быстро, но упорно везли и нас и груз. Первый день пути почти весь мы шли по верховым болотам, время, от времени спускаясь в распадки, где форсировали ручейки и небольшие речки. Все это происходило на высоте около 2000 метров над уровнем моря, а так как погода стала резко портиться, то было достаточно холодно. На одном из перевалов на высоте примерно 2200 пошел холодный дождь, народ стал успокаивать себя тем, что дождь не снег. Через пять минут пошел снег, правда, шел он не долго, но теплее после этого не стало. К вечеру замерзли так, что зуб на зуб не попадал. Вечером, когда вставали на ночевку место выбирали не только сухое, но и где есть много дров. Развели огромный костер, благо сухостойной лиственницы было много, и бензопилу «Штиль», как выяснилось, я не зря тащил с собой. Вечером у костра кто-то пошутил, что росы завтра не будет, будет иней и надо сказать, что утром, когда проснулись, действительно все вокруг было белым. Просто какая-то фантастическая картина: белые деревья, белая трава и белые лошади на ней. Погода в этот день нас порадовала, тучи исчезли, стало тепло, даже жарко. Мы достаточно быстро собрались и приготовились выступать, но не тут то было, у одного из сопровождавших нас монголов убежала его верховая лошадь. Видимо молодая лошадь, чего-то испугалась и рванула, а он не смог ее удержать. Начался национальный монгольский аттракцион ловля лошади с помощью аркана. Все это продолжалось примерно полтора часа и только после того как привлекли практически всех участников экспедиции и их лошадьми, удалось изловить строптивую лошадку и вернуть ее в команду. Наконец-то мы тронулись в путь, и через некоторое время покинули болотистые вершины. Дорога пошла по горам, покрытым тайгой, которая состояла практически из одной лиственницы, редко попадались кедры и пихты, нечасто березы и осины, а в остальном ничем от нашего леса не отличается, может еще тем, что за исключением еле заметной тропы, других следов пребывания человека не видно. Огромное количество маслят, волнушек росло прямо на тропе и около нее, даже рыжики попадались. Грибами только любовались, так как слезать с лошади, что бы их собирать не хотелось, да и отставание отряда от графика не позволяло расслабиться. Природа в этот день нас впечатляла подъемы, красивейшие горы, глубокие ущелья, с перепадом по вертикали метров в 300. В один из таких распадков, в конце дня нам пришлось спуститься, на спуске не только мы, но и монголы спешились и вели коней на поводу. В таких местах текут чистейшие, холоднющие ручьи, на берегах которых снег не растаял даже к августу. К сожалению, время, потерянное в первый и во второй день не позволили нам к вечеру дойти до места около 10 км., пришлось делать еще одну ночевку на берегу неизвестной мне речки. Утром, быстро позавтракав и собравшись, мы тронулись в путь, и быстро поняли, почему наш главный проводник настаивал на том, что бы вечером дать отдохнуть лошадям. Нам пришлось преодолеть два перевала, подъем в которые даже лошадям давался с трудом, настолько круто тропа шла вверх, причем в некоторых местах эта узенькая тропка шла по такому обрыву, что дух захватывало, не дай бог лошади оступиться, костей внизу не соберешь. Еще одно интересное наблюдение, видимо на таких склонах трава растет с примесью адреналина и поэтому очень нравиться лошадям, иначе чем объяснит, то, что эта тварь останавливается на самом крутом и узком месте и начинает подкрепляться травкой. При этом она так заворачивает голову, что, кажется, что вот-вот потеряет равновесие, а так как ты сидишь на ней и даже с высоты монгольской лошадки все это доставляет не очень приятные ощущения. Тем не менее, мы практически без приключений добрались до цели нашего путешествия, перешли в брод реку, по которой собирались сплавляться и на левом берегу встали на стапель. Продолжение следует ...
|