- Слышь, а у тебя брата в Москве случайно нет? Вопрос Данилы Багрова таксисту в США Из к/ф "Брат-2" Недавно, когда я был в гостях у одного близкого знакомого, он подозвал меня к холодильнику и, с каким-то таинственно-торжественным и даже, я бы сказал, гордым видом доставая оттуда кастрюлю, изрек: - Вот, вчера с вечера заказал Рыжему, а сегодня утром он мне уже их доставил. Свеженьких! Я уже засолил, пряным способом. А часть там еще заморозил. Посудина оказалась наполненной хариусами, причем, немалую часть из них составляли рыбки, которые, к тому моменту, как попали сюда, успели дорасти лишь до длины карандаша. Этот человек знал, что я очень люблю речную рыбу, особенно - хариуса и особенно - соленого со специями. Оттого-то в эту минуту любому невооруженным взглядом стало бы заметно, как он был озадачен моим неожиданно для него сухим, холодным ответом - что-то в роде: "Ага, вижу", и все. Должен сказать, что мне при этом пришлось совершить над собой немалое усилие, потому что его искреннее дружелюбное намерение меня обрадовать, угодить мне я, конечно же, оценил, и меньше всего мне хотелось его обидеть, но… Но я счел необходимым донести до него то, о чем собираюсь поведать дальше и вам. Тот самый г-н Рыжий, который обеспечил моего знакомого рыбой, является не кем иным как браконьером, одним из многих, чьи гаражи и сараи с хранящимися в них плавсредствами и орудиями лова, выстроены рядком в той деревне вдоль берега Енисея. Каждый местный, да, впрочем, равно как и каждый более-менее часто бывающий здесь в гостях, прекрасно знает, что наблюдающаяся вечерами возле прибрежных гаражей тусня - отнюдь не какой-нибудь литературный кружок, и что несмолкаемое гудение лодочных моторов по ночам - не романтические прогулки влюбленных парочек. Это, с позволения сказать, рыбаки ходят на промысел, само собой, не со спиннингами и нахлыстами. А проблема со сбытом улова у них на следующий день не возникает: все уже давно отлажено. И управы на этих бойцов пока не могут найти, или не хотят найти, или хотят, чтобы не нашли и вообще не искали - эта причина кажется наиболее приближенной к истине. Негодующих по этому поводу достаточно много, включая, кстати, как это теперь ни удивительно, моего близкого знакомого. Только вот я уже давно заметил: говорить "Ай-ай-ай, как они нехорошо поступают!" и "Какие мерзавцы эти чиновники" большинство могут только между собой, но при этом с самим браконьером (все они живут в этой же деревне и, как правило, являются коренными местными жителями) при встрече ведут земляческие, дружеские беседы, имеют всякие общие дела и вовсе не отказываются от угощения в виде рыбы или покупают ее, меняют и что там еще. Выходит, люди выказывают "возмущение" только потому, что это как бы формальность такая, этикет что ли, но никто из них, по-моему, не задумывается: почему на свете существует такое явление, как браконьерство? Я с некоторых пор вырабатываю в себе такую, на мой взгляд полезную, привычку: когда ищу ответ на какой-то вопрос, подобный этому, обязательно в первую очередь рассматриваю проблему, начиная с самого себя. Таким вот методом мною была выстроена логическая цепочка, крайним звеном которой и стал я. Давайте буквально чуть-чуть подумаем. Если отбросить все прочие, так сказать, промежуточные факторы, то для кого в конечном итоге предназначена добытая браконьерским способом рыба? На меня, на нас - тех, кто ее ест и у них покупает. А зачем они ее ловят и продают? Вероятно, не просто ради удовольствия, а чтобы продавать - получать прибыль. То есть, браконьерство - это есть бизнес. А в чем заключаются основополагающие законы бизнеса? Грубо говоря, в том, что для его существования всегда должны быть продавцы и покупатели, никак не по отдельности, и в том, что спрос рождает предложение. И вот мы, покупатели, создаем спрос - они, продавцы, его удовлетворяют. Тем самым участвуем в браконьерстве одинаково - и мы, и они. Да-да, получается так, а как же еще? А если взять и перестать подпитывать почву для возникновения предложения с их стороны? Без покупателей исчезнут и продавцы. Так что лично я уже довольно давно решил начать с себя и не участвовать в создании спроса. Вот примерно так я обосновал знакомому свой отказ попробовать соленого хариуса, когда через несколько дней он мне предложил это сделать. И снова он был крайне удивлен и ответил мне, хмыкнув: - Браконьерство существует потому, что кое-кто получает от них взятки и дает им дальше спокойно промышлять. Это ты просто многого еще не понимаешь. Я говорю: - Ну вот ты его сейчас попросил притащить рыбы, он поймал, принес. Кто тут кому взятку дал? В самом деле не понимаю. После непродолжительного замешательства, вызванного моей репликой, невольно ставший моим оппонентом, вдруг резко развернул машину совсем в другую сторону: - А это вообще он мне один долг рыбой отдал. А остальное - по фигу. Он долг отдал. - И я говорю: по фигу. Долг он отдал, сам в долг дал, в кредит ли - неважно. Суть в том, что в этот момент родился спрос. И он его по твоей просьбе удовлетворил, зачерпнув сетью, взяв еще и такую мелочь, или долбанув электричеством… Последняя фраза дала ему возможность зацепиться опять по-другому: - А может, он их на удочку поймал? Откуда ты знаешь? Я вот сам на днях видел, как один из них с удочкой по берегу ходил, рыбачил. - Ну-ну, - отвечаю я, - вечером заказал, и к утру свеженькую тот ее наловил за ночь на удочку… - А почему нет? Может, он так умеет? Ты сначала докажи, что он не удочкой их выловил. Я вот щас скажу, что ты, например, - вор. А ты докажи. Пока я подбирал получше слова, чтобы сказать, что я думаю по этому поводу, наш разговор был прерван третьим лицом по какому-то делу, отвлекли нас. А ответить я ему намеревался так: "Кому доказывать-то? Ты сам себя откровенно спроси: "Как ты думаешь, чем он поймал эту рыбу?", и откровенно же себе ответь. Я вот себя спросил и ответил. Да даже его самого давай спросим, он ведь этого и не скрывает. Потому - спасибо, но я не хочу есть рыбу, зная, что ее поймал браконьер. В противном случае, таким образом я принял бы участие в создании спроса. Да и не то даже главное, чем поймал, а то, какую рыбу и в каком количестве взял». К слову, сам я, когда рыбачу, если и уношу улов домой, то ровно столько, сколько хватает приготовить на один раз и тут же, за раз, съесть. Остальные рыбы отправляются живыми в родную стихию. Товарища же моего данная ситуация, понятно, все-таки задела, и через некоторое время он продолжил, сам: - Нет, вот ты мне скажи: ты когда на рынке покупаешь осетрину, нельму там, тайменя того же… Я перебил: - Не покупаю. А я действительно на рынок за рыбой не хожу с тех пор, как об этом начал задумываться. Все по той же вышеозначенной причине. Ведь не для кого не секрет, что на базарах можно найти практически любую рыбу, включая ту, вылов которой строжайше запрещен и которая занесена в Красную книгу. Кстати, не только на рынках, но даже и в крупных сетевых супермаркетах я не так уж редко вижу рыбу, которой, по идее, на прилавке быть не должно. Откуда ж она там берется и почему? Вот-вот… В этот раз уже мой знакомый, в свою очередь, только приготовился мне что-то еще ответить, как спор наш снова был прерван. Я этому, сказать откровенно, обрадовался, поскольку поднадоело уже смотреть, что тот либо искренне не понимает и слов моих будто не слышит, либо уже попросту вредничает. Есть у людей одна поразительная особенность, причем, я отчего-то склонен полагать, что русскому народу она свойственна в гораздо большей степени, нежели любым другим, - не замечать в собственном глазу даже не бревно, а целый бурелом. Как часто мы сокрушаемся на предмет того, что у нас в России идет разгул коррупции и взяточничества, как костерим за это чиновников, но когда что-то приспичит нам самим, и необходимо будет дать кому-то "на лапу" для достижения своей цели, мы сразу начинаем считать это самим собой разумеющимся и даем, даем, на том веском основании, что "не, ну ведь мне же надо…" Мы виним кого угодно в том, что приходится задыхаться, стоя в пробке, или когда не можем найти место в городе, чтоб припарковаться, но сами при этом в качестве транспортного средства покупаем здоровенные "баржи", зачастую - далеко не новые и исправные и оттого изрыгающие многолитровыми моторами вовсе не лавандовое благоухание. И ладно бы такая машина была жизненно необходима, но ведь мы ездим в девяти случаях из десяти на работу-с работы в одиночку-вдвоем и без багажа. И т.д., и т.д., и т.д., и т.п. Не знаю, как вы, а я каждый день сплошь и рядом наблюдаю подобные ситуации, и мне вспоминаются таксисты из "Брата-2", что вызывает улыбку. Притом, она - грустная… Возьму на себя также смелость высказать предположение, что сие вышеописанное парадоксальное явление не только не способствует развитию, но заставляет топтаться на месте, если еще не тянет назад. Да, я, безусловно, понимаю, что не всегда и не все бывает столь однозначно. Даже если взять ситуацию с теми же рынками. Поступающая на них незаконно пойманная рыба не обязательно может быть выловлена теми истинными рвачами, которых и принято называть словом "браконьер", ведь нередко, особенно на севере, вдали от городов, люди не обеспечены государством должным образом, и добыча рыбы для некоторых может являться единственным способом обеспечить себя банальным куском хлеба. Но в том случае, который побудил меня написать этот материал, ситуация как раз-таки предельно ясна и проста: заказать рыбу браконьеру (именно в том самом смысле слова) - не одно и то же ли, что пойти и самому жахнуть по речке электроудочкой? Кто-то может рассудить следующим образом: харюзам этим уже ничем не поможешь, так что просто бери, да ешь на здоровье, и нечего тут из себя чего-то изображать. Но тогда человек, угощающий меня, в следующий раз опять обратится к браконьерам с такой же просьбой, ни о чем не задумываясь. Или другой вариант: поспорить, высказать это свое мнение, чтоб знал, и сесть кушать. Нет, и так, я считаю, не пойдет: нужно быть непреклонным, иначе это не произвело бы на него должного впечатления, а ведь для меня важно было его убедить, тем паче, что человека этого я очень уважаю за его многочисленные достоинства и просто потому, что он старше меня более, чем на тридцать лет. И очень надеюсь, что он все же задумался, только не показал этого, поскольку действительно вредность тут имеет место быть, ну и плюс к тому ваш покорный слуга в том обществе прослыл общепризнанным "каким-то не таким" (как раз за это - за то, что привык сперва сам подумать, а не ломиться слепо туда, "куда партия укажет"), и поэтому взять и так вот просто согласиться со мной считалось бы, по-видимому, неким дурным тоном. Если согласится, то все равно не скажет, но мне и не надо. Главное, чтоб больше такого не повторилось. Мне это небезразлично не с точки зрения закона, а как человеку, любящему природу настолько, что чье-то варварское отношение к ней, коим является браконьерство, причиняет боль. Предвижу вопрос: а лучше ли стало от того, что я занял такую позицию? Не знаю. Но точно знаю, что, если я останусь участником этого бизнеса, будет на какую-то долю процента хуже. Мелочь? А если ко мне присоединишься ты, ты, ты, он, она? Так проценты и накапливаются. Что же касается тех, кто разворовывает страну по-крупному… Да, вроде бы эта проблема может показаться гораздо серьезней, и, в сравнении с ней, разговоры, подобно тем, что затеял здесь я, - детским лепетом, но лично я считаю, что это - следствие, продолжение таких вот мелочей, а не наоборот - сначала Там началось, а народ подхватывает. Ведь Они, прежде чем попасть Туда, тоже принадлежали к народу. Я могу быть не прав в суждениях, касающихся каких-то конкретных описанных здесь случаев, тогда поправьте меня. Но с общей идеей, надеюсь, согласится большинство. Какой идеей, и к чему я все это рассказываю? Дело не в рыбе и браконьерстве, вернее - не только в этом. Похожие мысли довольно часто высказываются некоторыми форумчанами. Но форум есть форум - там отдельные фразы держатся разрозненно, а статья - это уже нечто цельное, ощутимое и заметное. Итак, я хочу не то чтобы призвать - слишком пафосно звучит это слово, да и кто я, собственно, такой, - Руджеро Греко что ли? Нет, не призвать, а просто порекомендовать: если что-то в окружающем мире вам в очередной раз покажется нечестным, несправедливым, аморальным - начните с себя, задумайтесь, прежде, чем хаять что-то или кого-то: а не имею ли я отношения, прямого или косвенного, к тому, что происходит именно вот так? Что сейчас мне вполне по силам сделать или чего, наоборот, не делать, чтобы шагнуть в сторону решения данной проблемы? И будьте сами скромнее и не спешите судить других, чтоб не походить на киношных персонажей - таксистов. Вот тогда мы все вместе над ними весело посмеемся.
|