С детства, которое прошло на Ангаре, и позднее, когда уже жил в Красноярске, эти цветы мы все называли подснежниками. Однако, как оказалось, эти первоцветы зовутся "прострел" либо "сон-трава". А для меня они остались подснежниками Они появились на обрывистом левом береге Енисея. Подснежники бывают и такими - солнечными. Пробиваются навстречу солнцу сквозь прошлогоднюю траву... ... и между камней. Далеко внизу Енисей... ... а по тропинке вдоль обрыва гуляют люди. Русское название "прострел" связывают с легендой. Стала как-то нечистая сила прятаться за прострел-траву. Один из архангелов, чтобы раз и навсегда разделаться с нечистью, метнул громовую стрелу и прострелил траву сверху донизу. С тех пор нечистый обходит прострел стороной и ближе 12 верст к нему не приближается, а в старинном травнике по этому случаю записано: "Кто носит траву при себе, от того человека дьявол бежит, в доме — добро держать, а хоромы строить — под угол класть, жить стройно будешь". Другое название — сон-трава — толковалось как растение, несущее сон. У многих народов оно связано с представлением о сне. Возможно сам облик растения, густо покрытого мягкими волосками, пушистого на ощупь, наводил на мысль о мягкой дремоте, покое и отдыхе. В скандинавском эпосе "Эдда" рассказывается, что как только под голову Брунгильды положили сон-траву, она сразу же заснула. В "Печерском патерике" (русском литературном памятнике) рассказывается, как во время всенощной бес ходит по храму и бросает в ленивых монахов сон-траву. В кого он попадет, тот тотчас же засыпает. А шмель - как будто только и ждал эти чудо-цветы Они растут и на камнях, где особо и зацепится-то не за что Красавец Енисей. На крутых берегах которого растут эти чудо-цветы Охотники же утверждают, что медведи от этого весеннего цветка хмелеют. Использовали волшебное растение и в гаданиях. Собирали его в лесу с заговорами, приносили и держали в воде до наступления полнолуния. В ночь полнолуния, ложась спать, клали под подушку. Если во сне явится девушка или юноша быть счастливому году, если привидится что-либо неприятное - не миновать горя.
Источник описания здесь.
|