Для народов Севера медведь – не просто зверь, живущий с ними на одной территории. Это – прародитель, покровитель удачной охоты, гарант сытости и благополучия рода. До сих пор обряды, связанные с поклонением медведю, остаются самыми живыми и красочными, хотя они почти утратили свое сакральное значение. У разных народов существуют схожие мифы, объясняющие ритуалы медвежьего праздника.
Эвенкийская легенда прямо связывает людей с медведями родственными узами. Молодая девушка как-то провалилась в берлогу и провела там всю зиму. Весной она вернулась домой и вскоре родила медвежонка. Он вырос в человеческой семье, а позже у него появился брат – настоящий человеческий сын. Когда братья выросли, они решили помериться силами, и младший убил старшего. Перед смертью медведь рассказал людям, как надо на него охотиться, как хоронить и тем самым установил порядок обрядовых действий, направленных на почитание его как священного предка и покровителя.
Обряд медвежьего праздника у эвенков приурочен ко времени охоты на медведя. Тушу зверя, убитого главным охотником, доставляют в селение, свежуют в строго определенном порядке, делят между семьями. Череп хоронят, а лапа отдается шаману или остается в чуме как талисман. Главная часть праздника – трапеза, которая осуществляется только по ночам на протяжении нескольких суток, во время еды эвенки хранят полное молчание, а в промежутке водят хороводы, устраиваются танцы и игры. В первый день варят шейную часть, во второй – мелко нарезанные сердце и внутренности, в третий – голову, мясо с которой съедается в полночь. Чтобы сложить с себя вину за поедание медвежьего мяса, во время еды следует притвориться воронами: испачкать лица сажей, называть друг друга оли (ворон), к еде тоже призывает ритуальный крик ворона. Такое поведение должно ввести медведя в заблуждение, он не будет сердиться и не отвернется от рода.
Периодические медвежьи игры у народов ханты и манси – более архаичный вариант праздника, который сегодня вряд ли встретишь в первозданном виде. Его проводили каждые семь лет, делая потом семилетний перерыв. Эти «медвежьи игры» начинались в декабре, в день зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Главным действующим лицом был медведь, представленный своей шкурой, которую хранили в священном амбаре вместе с костюмами и всеми необходимыми аксессуарами.
Первая часть праздника была вступительной. В это время исполнялись песни и сказания о медведе и происхождении людей, об установлении обрядов.
Только после этого начиналась основная часть, когда люди обращались к божествам, вызывали предков, исполняли ритуальные танцы с саблями и мечами. Актерами бывали мужчины, одетые в специальные костюмы, с масками на лицах – они изображали животных и птиц. Кульминация праздника наступала в последнюю ночь: разыгрывались священные представления, изображающие противоборство медведя с другими животными, покровителями соседних племен. Особенно красочное зрелище представлял собой танец огненной лисицы, который можно видеть и в современных праздниках. Лисицу играл танцор в зимней одежде с соломенным хвостом. Когда хвост поджигали, через сакральный огонь очищалось помещение и все участники праздника.
Праздник заканчивался жертвоприношением двух деревянных кукол, «враждебных» медведю: лесные духи уносили их с собой и сжигали в тайном святилище.
Для другого варианта медвежьего праздника зверя специально выращивали несколько лет. Хотя его и держали в клетке, обращались с ним хорошо, маленького медвежонка хозяйка даже кормила грудью, называя «сынок». Когда приходил назначенный час, медведя водили по селу, в каждом доме его встречали как гостя, угощали специально приготовленными вкусностями – рыбой, студнем, вином, кланялись ему и плясали.
После оказанных ему почестей медведя убивали в предназначенном для этого месте, с соблюдением всех ритуалов, свежевали. Чтобы «замести следы», шкуру и голову не вносили в дом через дверь, а спускали через дымовое отверстие. Медвежье мясо готовили на огне, разведенном с помощью родового огнива, использовали специальную посуду с изображением медведя. Тотемное животное не только убивали и обманывали, но и задабривали: украшали его голову, оставшиеся от трапезы кости собирали и вместе с подарками отправляли медведям в лес. Особое значение придавалось черепу медведя: во время трапезы его помещали рядом со стариками, и они всю ночь разговаривали с ним. Черепа, собранные за много лет, хранили в амбаре, перед началом охоты на медведя их задабривали едой и подарками.
C научной точки зрения, в медвежьем празднике амурских народов отразился миф об умирающем и воскресающем божественном предке. Он возник много столетий назад, соединив в себе элементы тотемизма и промыслового культа. И хотя в современной жизни амурских племен медведь не может играть такой важной роли, как в древности, сохранение обрядов и праздников – важный фактор развития туризма, который может стать основой финансового благополучия края и с успехом заменить процветавшую когда-то охоту на этого удивительного зверя.
|