Пятница, 22.11.2024, 02:29
Вход | Регистрация
Меню сайта


Главная » Статьи » Прочие отчеты [ Добавить статью ]

Видео [563] Соревнования и БТТ [144] Летняя рыбалка [903]
Зимняя рыбалка [313] на Байкале [16] Рыбалка на Европейском Севере [105]
Рыбалка за границей [47] Энциклопедия рыбака [65] Своими руками [71]
Путешествия [132] Охота [36] походы Юрского периода [38]
Лирическое отступление [146] Прочие отчеты [147] Рыболовные базы [5]
О рыбах [27] на Конкурс [70] Технические отчеты [20]

Медведь - символ силы. Медвежий праздник у коренных народов Сибири



Для народов Севера медведь – не просто зверь, живущий с ними на одной территории. Это – прародитель, покровитель удачной охоты, гарант сытости и благополучия рода. До сих пор обряды, связанные с поклонением медведю, остаются самыми живыми и красочными, хотя они почти утратили свое сакральное значение. У разных народов существуют схожие мифы, объясняющие ритуалы медвежьего праздника.

Эвенкийская легенда прямо связывает людей с медведями родственными узами. Молодая девушка как-то провалилась в берлогу и провела там всю зиму. Весной она вернулась домой и вскоре родила медвежонка. Он вырос в человеческой семье, а позже у него появился брат – настоящий человеческий сын. Когда братья выросли, они решили помериться силами, и младший убил старшего. Перед смертью медведь рассказал людям, как надо на него охотиться, как хоронить и тем самым установил порядок обрядовых действий, направленных на почитание его как священного предка и покровителя.

Обряд медвежьего праздника у эвенков приурочен ко времени охоты на медведя. Тушу зверя, убитого главным охотником, доставляют в селение, свежуют в строго определенном порядке, делят между семьями. Череп хоронят, а лапа отдается шаману или остается в чуме как талисман. Главная часть праздника – трапеза, которая осуществляется только по ночам на протяжении нескольких суток, во время еды эвенки хранят полное молчание, а в промежутке водят хороводы, устраиваются танцы и игры. В первый день варят шейную часть, во второй – мелко нарезанные сердце и внутренности, в третий – голову, мясо с которой съедается в полночь. Чтобы сложить с себя вину за поедание медвежьего мяса, во время еды следует притвориться воронами: испачкать лица сажей, называть друг друга оли (ворон), к еде тоже призывает ритуальный крик ворона. Такое поведение должно ввести медведя в заблуждение, он не будет сердиться и не отвернется от рода.

Периодические медвежьи игры у народов ханты и манси – более архаичный вариант праздника, который сегодня вряд ли встретишь в первозданном виде. Его проводили каждые семь лет, делая потом семилетний перерыв. Эти «медвежьи игры» начинались в декабре, в день зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Главным действующим лицом был медведь, представленный своей шкурой, которую хранили в священном амбаре вместе с костюмами и всеми необходимыми аксессуарами.

Первая часть праздника была вступительной. В это время исполнялись песни и сказания о медведе и происхождении людей, об установлении обрядов.

Только после этого начиналась основная часть, когда люди обращались к божествам, вызывали предков, исполняли ритуальные танцы с саблями и мечами. Актерами бывали мужчины, одетые в специальные костюмы, с масками на лицах – они изображали животных и птиц. Кульминация праздника наступала в последнюю ночь: разыгрывались священные представления, изображающие противоборство медведя с другими животными, покровителями соседних племен. Особенно красочное зрелище представлял собой танец огненной лисицы, который можно видеть и в современных праздниках. Лисицу играл танцор в зимней одежде с соломенным хвостом. Когда хвост поджигали, через сакральный огонь очищалось помещение и все участники праздника.
Праздник заканчивался жертвоприношением двух деревянных кукол, «враждебных» медведю: лесные духи уносили их с собой и сжигали в тайном святилище.

Для другого варианта медвежьего праздника зверя специально выращивали несколько лет. Хотя его и держали в клетке, обращались с ним хорошо, маленького медвежонка хозяйка даже кормила грудью, называя «сынок». Когда приходил назначенный час, медведя водили по селу, в каждом доме его встречали как гостя, угощали специально приготовленными вкусностями – рыбой, студнем, вином, кланялись ему и плясали.

После оказанных ему почестей медведя убивали в предназначенном для этого месте, с соблюдением всех ритуалов, свежевали. Чтобы «замести следы», шкуру и голову не вносили в дом через дверь, а спускали через дымовое отверстие. Медвежье мясо готовили на огне, разведенном с помощью родового огнива, использовали специальную посуду с изображением медведя. Тотемное животное не только убивали и обманывали, но и задабривали: украшали его голову, оставшиеся от трапезы кости собирали и вместе с подарками отправляли медведям в лес. Особое значение придавалось черепу медведя: во время трапезы его помещали рядом со стариками, и они всю ночь разговаривали с ним. Черепа, собранные за много лет, хранили в амбаре, перед началом охоты на медведя их задабривали едой и подарками.

C научной точки зрения, в медвежьем празднике амурских народов отразился миф об умирающем и воскресающем божественном предке. Он возник много столетий назад, соединив в себе элементы тотемизма и промыслового культа. И хотя в современной жизни амурских племен медведь не может играть такой важной роли, как в древности, сохранение обрядов и праздников – важный фактор развития туризма, который может стать основой финансового благополучия края и с успехом заменить процветавшую когда-то охоту на этого удивительного зверя.


Рекомендуем статьи:

Категория: Прочие отчеты | Автор: Елена, авторская статья Тугунам | Просмотров: 9018
Добавил: (03.05.2011) - Все отчёты автора

Всего комментариев: 2


0
2 от Лилия Котова 08.05.2017 в 15:27 / Материал
Интересная статья! Любителям интеллектуальных игр и просто ценителям уникальных вещей обязательно понравится набор нард с изображением медведя https://rezba-master.ru/nardy-medvezhya-ohota/ Такая вещь непременно будет радовать своего обладателя и украсит любой интерьер.



0
1 от геолог 12.05.2011 в 12:00 / Материал
Вот именно !!! Только для туризма это и делается. А сами Амурские народности давным давно это забыли.
Когда в начале 90-х (92-93 г.г.) привезли на Н. Пронге иностранцев, так за полгода до зтого собирали рассказы и легенды,
как делаются обряды. Куда там - даже самые старые из стариков понятия об зтом не имеют.

В конце концов написали для них сценарий, вроде этого...
Немцы уехали в полной уверенности, что обряд по медведю так и делается...
А на самом деле... больше нами же самими и выдуманного.
Самое большее, на что способны даже профессиональные охотники Аяно-Майской тайги,
это плеснуть полстопкит в костер и попросить у медведя прощения, а потом побыстрее
водки выжрать...самому
Написано кстати хорошо ! Дать бы эвенкам прочитать, им нужнее , чем нам.
Но про "удивительного зверя"... это лишка ! Ничего там удивительного. Я это как человек, который из за медведей ровно 20 лет назад забросил ружья-карабины и вообще охоту во всех её проявлениях.


avatar


Copyright www.tugun.ru © 2008 - 2024 | при использовании материалов с сайта - активная ссылка обязательна

Контакты · Ссылки · Мы в Дзене · 18+