|
| 1 | | | |
FAQ - Водомет, река и их определения
| |
dim | Дата: 06.04.2012, 22:08 | Сообщение # 1
|
Автор темы
Группа: Проверенные
Сообщений: 294
|
в данный момент FAQ находится в стадии разработки и коректировки Пришла мысль создать FAQ или Ликбез - Водомет, река и их определения. Делимся своими "тайными" знаниями Делаем вместе ФАК.
Основные понятия Определений реки ( пороги,шивера,щеки, слив , бочка и т.д) и водомета. В дальшейшем можно будет систематезировать.
Понятия и определения водометной насадки
Инструкция по установке водометной насадки НДНД Солар - лодки для горных рек
Водомётная Насадка - дополнительный модуль для подвесных моторов, разработанный для использования лодки в местах, где винтовой вариант подвесного мотора неспособен работать - где глубина воды по щиколотку, на пенных перекатах, на барах, мелководьях, и т.д.
Улитка - корпус водометной насадки. Выполняет роль формирования того самого Jet-а или струи. Вода засасывается в Улитку через Водозаборник импеллером, под высоким давлением в большом объёме с силой выбрасывается через улитку за корму лодки.
Водозаборник (он же интейк) - нижняя сменная часть улитки выполняющая как роль забора воды так и защитную роль, предохраняющая поподание больших предметов (камней, веток и т.д во внутрь) принимающая все основные удары о подводные препядствия (мель,лизуны и т.д) является расходной частью
Импеллер - винт вращаемый карданным валом двигателя, осуществляющий подъем воды создоваемый давление в улитке .Является расходной частью, по мере износа
Обойма водомета (она же обвечайка).Является расходной частью, по мере износа
Помпа - важная деталь для системы охлаждения ПЛМ, как винтового так и водометного, состоит из корпуса и не посредственно самой крыльчатки: 5... 6...
Модернизация моторной лодки при использовании водометной насадки: 1 - Необходима надставка транца в среднем 15-18 см, в зависимости от марки мотора, существует несколько вариантов такого наращивания, как внахлест, так и в продолжение транца, а так же с использованием домкрата, что позволяет удобным способом регулировать высоту мотора. При установке водомета на ПЛМ, неизбежно возрастет центр тяжести, поэтому для его снижения желательно использовать мотор с короткой ногой, обозначаемый буквой S . 2 - для подачи и выравнивания потока воды к водозаборнику, необходима установка интерцептора ( водоводной пластины). Разновидности которой делаются в различных вариантах, так же как и материал применяемый для его изготовления: алюминий, ПВХ, транспортерная лента, текстолит и т.д. В том числе применяется универсальная пластина, названая в простонародье "полигамец" С возможностью использования винт-водомет.
Понятия Реки
Поро́г, поро́ги — каменистый или скалистый участок в русле водотока (реки или ручья) с повышенной скоростью течения и относительно большим падением отметок уровня воды, образовавшийся вследствие ступенчатого размыва русла, если материал его неоднороден. Поро́г- сочетание препятствий (валов, бочек, надводных и подводных камней), которые формируют участок реки повышенной сложности
Затишок - после выхода с порога, впереди спокойный участок реки, так называемый Затишок место где можно перевести дух, выкурить сигарету и вытряхнуть свои эмоции за борт!
шиверы - мелкий некатегорийный порог, что затрудняет прохождение из-за присутствия большого количества камней, которые торчат.
щеки
бочка - (пенные ямы, котлы) формируются в месте падения воды с крутых сливов, при этом возникает участок вспененной воды с сильной вертикальной циркуляцией, порождающей встречное течение воды на поверхности бочки.
плес речной — глубокий участок русла реки, расположенный между двумя перекатами или поворотами
Перека́т — мелководный участок русла реки.
Слив - сливом обычно называют самое свободное от камней и потому наиболее проходимое место в пороге. Большинство сливов имеет форму треугольника, образованного линией перегиба водного потока и косыми струями от камней, ограничивающих слив у основания. Сходящиеся косые струи вызывают появление стоячих волн или цепочки волн за вершиной треугольника.
В пороге может быть один слив во всю ширину реки либо несколько сливов различной высоты и мощности, разделённых выступающими скалами или камнями. Различают сливы прямые и косые: у прямого слива линия перегиба водного потока перпендикулярна течению реки; у косого — образует с течением реки острый угол. Узкий косой слив, в котором глубина русла на линии перегиба сильно отличается у разных берегов, называется кручёным или винтовым
Лизун - подводный камень находящийся очень близко к поверхности воды. Не приятная встеча с ним ведет к непосредственному контакту интейка с камнем. Следствие : возможны повреждения интейка. Стараемся избегать контакта по возможности
Валуны - очень не приятное препятствие из обломков горных пород, часто встречающихся на пороге, как правило имеет большие размеры окатаной формы.
Карман - карманом называют подводный грот, образовавшийся при разрушении скальной стены на повороте реки ниже уровня воды. Наиболее явный признак — это отсутствие отбойного вала на крутом повороте потока. нужно фото
Прижим — нагон воды на отвесный (обычно скальный) берег на повороте реки под действием центробежных сил. В результате поперечного смещения воды непосредственно у берега происходит локальное повышение её уровня с характерными для прижима сильными поверхностными потоками, направленными от берега, которые могут отбросить (не допустить прижатия к берегу) лёгкое судно с малой осадкой, затянутое в прижим. Если скальный (прижимной) берег имеет отрицательный угол наклона или подводные «карманы», то вся поверхностная вода уходит вглубь. Такие прижимы наиболее опасны — их трудно обнаружить, а затягивающее действие их очень велико
Вал- (стоящие волны), неподвижные относительно берегов, формируются при набегании воды на пологие сливы, обычно в виде дорожки из нескольких валов. Сложные и опасные для прохождения мощные валы с пенным гребнем наверху, высота которых в реках с большим расходом воды может достигать трех и более метров.
Завал нужно фото
Струя нужно фото Улово -место в пороге, где течение направлено против основного течения потока, или отсутствует. Уловы обычно располагаются за грядами камней, на внутренних сторонах поворотов, за большими камнями, не залитыми водой и т.д. нужно фото Противоток нужно фото
Водопад — это падение воды в реке с уступа (крутизной более 45°), пересекающего речное русло. Вода может падать по нескольким уступам подряд, образуя серию последовательно расположенных водопадов — каскад. При крутизне уступа менее 45° падающий поток воды называется водоскатом или водосливом. Небольшие водопады на севере часто называют падунами.
Водопад со сравнительно малым расходом воды, а также «сезонные» водопады встречаются практически во всех горных районах.
Водопад с пологим падением и водоскаты можно проходить на крупных туристических судах, если высота слива меньше длины судна. Водопады с крутым падением, высота которых равна или больше длины судна, непроходимы на плаву; такие водопады обходят по берегу (совершая обнос). Плавание по рекам с водопадами требует строжайшего соблюдения всех необходимых мер безопасности, максимального использования страховки, тщательного изучения лоции интересующего участка реки и обязательной предварительной разведки.
Тягун. Это между плёсом и перекатом мелкий ровный участок где ещё вода не белая, как на перекате, но достаточно быстрая, не как на плёсе. Лодку после плёса разгоняет и "тянет" в перекат, отсюда и название
Сообщение отредактировал dim - Воскресенье, 08.04.2012, 20:28
|
|
|
|
Andrey68 | Дата: 06.04.2012, 23:09 | Сообщение # 2
|
Кормилец
Группа: Куратор
Сообщений: 4243
|
Очень полезная тема для новичков !!!! Просьба опытных владельцев водомета отписаться в этой теме.Вы же сами понимаете как ЭТО важно !!!
"Дана только одна жизнь, которая быстро проходит;
останется только то, что было сделано с любовью ". Брайан Трейси "Достижение максимума"
|
|
|
|
УшлыйРыбак | Дата: 07.04.2012, 00:23 | Сообщение # 3
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 217
|
Старинная мудрость гласит: Прежде чем зайти в комнату,подумай,как из нее выйти. По аналогии: подняться на водомете можно ой как далеко....а вот на спуске вас ждут сюрпризы от этих самых порогов,сливов,бочек и пр. Как итог (из личного опыта)-вырванные транцы, распоротые лодки,расколотые интейки, видел даже оторванные от двигатели улитку с сапогом вместе. Да, и никогда не допускайте на этих участках разворота лодки поперек течения-движение только вдоль течения,слива.На бочке переворачивает лодку 100%. Удачи.
|
|
|
|
Andrey68 | Дата: 07.04.2012, 01:42 | Сообщение # 4
|
Кормилец
Группа: Куратор
Сообщений: 4243
|
УшлыйРыбак, Побольше бы всяких ньюансов.Полезно это всё.
"Дана только одна жизнь, которая быстро проходит;
останется только то, что было сделано с любовью ". Брайан Трейси "Достижение максимума"
|
|
|
|
-ДВ- | Дата: 07.04.2012, 09:42 | Сообщение # 5
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 1710
|
dim, этой ещё фото приделай, реверсной шторки, или как там её по батюшке.
www.xlservis.ru
|
|
|
|
dim | Дата: 07.04.2012, 10:05 | Сообщение # 6
|
Автор темы
Группа: Проверенные
Сообщений: 294
|
-ДВ-, нужна фотка
|
|
|
|
Бедный | Дата: 07.04.2012, 10:50 | Сообщение # 7
|
кефиро-моторник
Группа: Куратор
Сообщений: 4720
|
Нужная тема, которая поможет, узнать какие-то базовые вещи! С удовольствием приму участие в ее наполнении!
В ФАК про насадку, пожалуй можно еще помпу добавить, важная деталь для системы охлаждения ПЛМ, как винтового так и водометного, состоит из корпуса и не посредственно самой крыльчатки:
а в нашей палате все капитаны и у каждого своё судно...
Сообщение отредактировал Бедный - Суббота, 07.04.2012, 10:58
|
|
|
|
Бедный | Дата: 07.04.2012, 11:01 | Сообщение # 8
|
кефиро-моторник
Группа: Куратор
Сообщений: 4720
|
Инструкция по установке водометной насадки: нажать нежно
а в нашей палате все капитаны и у каждого своё судно...
|
|
|
|
Бедный | Дата: 07.04.2012, 11:22 | Сообщение # 9
|
кефиро-моторник
Группа: Куратор
Сообщений: 4720
|
Не стоит также забывать про техническое обслуживание насадки, А именно в дополнительной смазке нуждается подшипниковый узел, который необходимо смазывать каждые 10 часов работы. Для этого снимается колпачок с трубкой с пресс-маслёнки и приставив к ней шприц, навёрнутый на открытую тубу, делается несколько качков, пока смазка не появится из трубки. После чего снова толчком надеваем колпачок трубки на пресс-маслёнку.
а в нашей палате все капитаны и у каждого своё судно...
Сообщение отредактировал Бедный - Суббота, 07.04.2012, 11:35
|
|
|
|
Valera24 | Дата: 07.04.2012, 11:32 | Сообщение # 10
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 491
|
Мои пять копеек из личного опыта. Я отказался от реверсивной заслонки (снял ее нафиг), потому как часто, даже при легком ударе о камень, она перескакивала в положение заднего хода. Ну а происходит ето ,как правило, в самых "интересных" местах, последствия думаю понятны. Еще считаю очень важным, чтобы двигатель при ударе откидывался и не фиксировался при этом в поднятом положении , т.е приходил сам в рабочее положение.(не знаю как у сузы-ямы, а вТохе пришлось для этого пошаманить).
|
|
|
|
-ДВ- | Дата: 07.04.2012, 11:42 | Сообщение # 11
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 1710
|
Valera24, у ямы тоже фиксируется в мелководный режим при откидывании. Тогда вопрос тебе: Ты писал, что при сплаве ставишь мотор в мелководный режим и подруливаешь на пороге. Тогда, если ты убрал этот режим, как подруливать? А так - да, мелководный режим в водомёте получается уже нафик не нужен.
www.xlservis.ru
Сообщение отредактировал -ДВ- - Суббота, 07.04.2012, 11:44
|
|
|
|
dim | Дата: 07.04.2012, 11:43 | Сообщение # 12
|
Автор темы
Группа: Проверенные
Сообщений: 294
|
Quote (Бедный) С удовольствием приму участие в ее наполнении! Спасибо Сергей.
В дальнейшем хочеться сделать видео раздел с уроками так сказать.
|
|
|
|
Бедный | Дата: 07.04.2012, 11:45 | Сообщение # 13
|
кефиро-моторник
Группа: Куратор
Сообщений: 4720
|
Уже писал, но решил продублировать в этой теме. Этот способ помогает облегчить настройку комплекта и его дальнейшую эксплуатацию. Речь идет за плашки под мотор, для регулировки оптимальной высоты работы водомета. Лучше их сделать не цельными на всю струбцину, а сантиметров 5-7 длиной и миллиметров 5 толщиной. Это даст возможность, не откручивать весь мотор, пытаясь поднять его целиком, что бы подпихнуть туда эти прокладки, а спокойно проделать эту процедуру в одно капитанское тело. То есть, с начало откручиваем струбцину с одной стороны, приподнимаем мотор, запихиваем нужную подкладку, опускаем на место, затягиваем барашек, потом тоже самое повторяем с другой стороны мотора. Таким образом, продолжаем экспериментировать до появления прохватов в поворотах. Вроде бы мелочь, но если не применять этот способ, спину на раз сорвать можно, тем более с учетом веса сороковки. А танцы с бубном, совсем не редкость в этом деле, может кому и пригодится!
а в нашей палате все капитаны и у каждого своё судно...
|
|
|
|
Valera24 | Дата: 07.04.2012, 11:51 | Сообщение # 14
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 491
|
-ДВ-, Дык принудительно то его можно зафиксировать.
Quote (-ДВ-) А так - да, мелководный режим в водомёте получается уже нафик не нужен. А вот тут позвольте не согласиться. Иногда очень даже нужен, я бы сказал необходим!
|
|
|
|
dim | Дата: 07.04.2012, 11:55 | Сообщение # 15
|
Автор темы
Группа: Проверенные
Сообщений: 294
|
Какие еще встречаются понятия реки? Хочеться затронуть все моменты.
Для того чтобы люди читающие понимали о чем речь: Пример: идем на водомете, видим впереди шиверу,поймали лизун,интейк в хлам,до порога не дошли, растроились,стали есть печенье
|
|
|
|
-ДВ- | Дата: 07.04.2012, 12:00 | Сообщение # 16
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 1710
|
Valera24, т.е. ты сделал так: когда нужно - мелководный режим включается; а когда нет - мотор, при откидывании, свободно возвращается на место. Полное поднятие мотора не затрагиваем. Правильно?
www.xlservis.ru
|
|
|
|
ZekKas | Дата: 07.04.2012, 12:12 | Сообщение # 17
|
Сволочь сызмальства
Группа: Проверенный
Сообщений: 1636
|
А у меня уже всё в голове посмешалось... Вот где здесь порог, где шивера, где перекат???
ИЖ-58 12к. CZ-550 9,3*62Mauser Sako-75 308Win CZ-550 6,5*55SE CZ-527 22Hornet
|
|
|
|
лексей | Дата: 07.04.2012, 12:23 | Сообщение # 18
|
Сельский дилер
Группа: Проверенный
Сообщений: 6166
|
ZekKas, Ну так сдесь все ясно понятно - на первой фотографии писец, а на последней писец полный.
Время, проведенное на рыбалке в счет жизни не идет.
|
|
|
|
dim | Дата: 07.04.2012, 12:24 | Сообщение # 19
|
Автор темы
Группа: Проверенные
Сообщений: 294
|
Предполагаю: 1,.порог 2.пороог 3. очень хорошее фото!! Бочка 4.плес 5.шиверы
Сообщение отредактировал dim - Суббота, 07.04.2012, 12:47
|
|
|
|
ZekKas | Дата: 07.04.2012, 12:50 | Сообщение # 20
|
Сволочь сызмальства
Группа: Проверенный
Сообщений: 1636
|
Может пригодится что - используй.
ИЖ-58 12к. CZ-550 9,3*62Mauser Sako-75 308Win CZ-550 6,5*55SE CZ-527 22Hornet
|
|
|
|
dim | Дата: 07.04.2012, 12:54 | Сообщение # 21
|
Автор темы
Группа: Проверенные
Сообщений: 294
|
ZekKas,
|
|
|
|
Lomovka | Дата: 07.04.2012, 14:29 | Сообщение # 22
|
Группа: Пользователи
Сообщений: 14
|
На Урале есть ещё "тягун". Это между плёсом и перекатом мелкий ровный участок где ещё вода не белая, как на перекате, но достаточно быстрая, не как на плёсе. Лодку после плёса разгоняет и "тянет" в перекат, отсюда и название.
|
|
|
|
dim | Дата: 07.04.2012, 14:32 | Сообщение # 23
|
Автор темы
Группа: Проверенные
Сообщений: 294
|
Lomovka,хм только на урале? фото может быть есть?
|
|
|
|
Valera24 | Дата: 07.04.2012, 15:03 | Сообщение # 24
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 491
|
Quote (-ДВ-) Valera24, т.е. ты сделал так: когда нужно - мелководный режим включается; а когда нет - мотор, при откидывании, свободно возвращается на место. Полное поднятие мотора не затрагиваем. Правильно? Да, именно так.
|
|
|
|
-ДВ- | Дата: 07.04.2012, 15:06 | Сообщение # 25
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 1710
|
Valera24, точил что-нибудь? Или малой кровью обошёлся? Тоже считаю, что нужная вещь свободное движение мотора вверх-вниз, на перекатах и порогах.
www.xlservis.ru
Сообщение отредактировал -ДВ- - Суббота, 07.04.2012, 15:24
|
|
|
|
-ДВ- | Дата: 07.04.2012, 15:11 | Сообщение # 26
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 1710
|
Кстати, про зазор между обечайкой и импеллером. Вот выдержка из инструкции по установке водомёта: Quote Регулировочные шайбы не должны устанавливаться выше рабочего колеса на новых насадках, где нет никакого износа, если зазор между обечайкой и кромками лопастей не превышает 1/32". Недостаточный зазор между поверхностью кольца и лопастями принесет больше вреда, чем пользы в достижений характеристик, которые это могло бы дать. А то я где-то на форуме читал что зазор должен быть как можно меньше. Правда не пойму почему будет вред от маленького зазора.
www.xlservis.ru
Сообщение отредактировал -ДВ- - Суббота, 07.04.2012, 15:23
|
|
|
|
Uri | Дата: 07.04.2012, 16:13 | Сообщение # 27
|
Группа: Удаленные
|
-ДВ-, Я же уже дважды писал,про самооткидывание мотора. Проще пареной репы! На штырь, переставляющий угол отжима мотора от транца одеваещь аллюминиевую трубку, от лыжной палки -само то, и все! мотор защелкой не фиксируется! Трубку вынул-фиксируется!
|
|
|
|
-ДВ- | Дата: 07.04.2012, 16:52 | Сообщение # 28
|
Группа: Проверенный
Сообщений: 1710
|
Uri, у ямы и тохи механизм одинаковый?
www.xlservis.ru
|
|
|
|
BAM | Дата: 07.04.2012, 18:33 | Сообщение # 29
|
Группа: Проверенные
Сообщений: 792
|
-ДВ-, похожие
|
|
|
|
Бедный | Дата: 07.04.2012, 20:46 | Сообщение # 30
|
кефиро-моторник
Группа: Куратор
Сообщений: 4720
|
Дополнение по теме FAQ по рекам. (Если что, не ругайте за фото, это искусство не каждому удается освоить, зато есть к чему стремится.)
Вход в порог и практически сразу небольшой слив.
Непосредственно сам порог.
Белая вода
Так называемый прижим, лодку течением прижимает к скале, соответственно распороть ее как делать не фиг. Лучше заранее приложить все усилия что бы обойти его.
Валуны - очень не приятное препятствие из обломков горных пород, часто встречающихся на пороге, как правило имеет большие размеры окатаной формы.
а в нашей палате все капитаны и у каждого своё судно...
Сообщение отредактировал Бедный - Суббота, 07.04.2012, 20:52
|
|
|
|
|
|