Сисим – 2013 Отчет о походе Июнь 2013 г.
1. Преамбула Знакомство с Сисимом у троих из нас произошло еще в юности, когда родители вывозили нас на природу, приучали к подходным условиям, развивали и закаляли… И мы видели эту реку в начале 1990-х, когда она была достаточно обжитая местным населением, нахожена туристами и представляла спортивно-развлекательный интерес. Плюс детские воспоминания, когда трава была зеленее, а солнце светило ярче… Поэтому летом 2013 года было принято решение: вместо ставших уже обычными и приевшимися поездками на южные моря пойти на сплав на Сисим. В ходе подготовки пользовались крайне полезным и содержательным отчетом женской группы туристов из Новосибирска. Кроме лоции и описания похода, иной полезной информации, в данном отчете можно найти и карты Сисима: http://splav.211.ru/rivers/sayany/sisim/sisim2005.
Итого вводные: Катамаран-четверка. Четыре мужика, из них трое были на Сисиме, один – чайник. Два мешка продуктов. Шесть литров спирта.
2. Заброска Поход на Сисим представляет собой интерес не в последнюю очередь с точки зрения легкости заброски. Вдоль реки проходит железнодорожная ветка Красноярск - Абакан, по которой регулярно ходят поезда. Практически на реке расположены 2 ж/д станции – разъезд «Сисимский», он же «станция Сисим», и станция «Поселок «Щетинкино». «Станция Сисим» является традиционной точкой, где происходит строительство катамаранов, где расположена достаточно удобная поляна и недалеко расположен строевой лес. Очень хотелось попасть именно на нее. Вопрос строительства в «Щетинкино» был для нас слабо понятным, поэтому рассматривался в качестве альтернативного форс-мажорного варианта. Но пришлось покупать билеты именно до «Щетинкино». Каждый вечер из Красноярска по этой ветке идет скорый поезд на Абакан. Как было указано в расписании, это «СКОРЫЙ» поезд, который останавливается не на всех станциях, и как раз «разъезд Сисимский», относится к разряду мелких станций, которые паровоз пролетает на полной скорости. Был еще конечно другой вариант – пару-тройку раз в неделю ходит пассажирский поезд, который останавливается практически на любом полустаночке, но его расписание было очень неудобно, да и идет он в два раза дольше. Расписание можно уточнить на сайте РЖД http://rzd.ru/. А так как «время – деньги» мы и отправились на скором поезде. На станции «Саянская», расположенной на середине маршрута, где происходит смена паровоза и бригады машинистов, нами была предпринята попытка провести переговоры – попросить «притормозить» на «Сисиме». Поездная бригада, в лице проводников и начальника поезда, от помощи по данному вопросу самоустранилась. Вариант с «дернуть стоп-кран» также был забракован, т.к. не факт, что мы его дернем в нужном месте (в 2 часа ночи не так легко определить, какие из пролетающих мимо огоньков являются искомым местом остановки). Кроме того, разборки с полицией, штрафы, возможные падения пассажиров и грузов во время экстренной остановки – разве оно нам надо в начале маршрута? Вопрос «А как бы нам остановиться на Сисиме?» мы задали старшему машинисту нашего поезда. Ответ был следующий: «А вы пробовали остановить самолет посредине полета?» После чего нам не очень вежливо указали на то, что есть расписание и наблюдение за движением поезда по маршруту, а дополнительные разборки с железнодорожным начальством и написание объяснительных из-за собравшихся выйти посреди перегона пассажиров машинисту совершенно не нужны… В результате мы сошли на станции «Щетинкино». Представьте себе картину: 3 часа ночи, притормозивший поезд, вылетающие из тамбура в ночь рюкзаки, мешки и поноски. После этого поезд трогается и уходит в ночь, а мы остаемся стоять с вещами под единственным фонарем. На улице хоть и июнь, но ночь и гористая местность дают температуру не выше +5. И до рассвета еще часа три. Брр…
Добровольные разведчики, ушедшие в ночь на шум реки, угодили в болото, и пришли через 10 минут с мокрыми по колено ногами. Строительного леса вокруг по причине ночного времени также не было обнаружено. Было решено с боями пробиваться на станцию Сисим, на заповедную туристическую поляну. Попытка попасть в здание станции тоже ни к чему не привела – очень приличное с виду, недавно отремонтированное задние станции явно открывается только во время визита большого железнодорожного начальства, и не рассчитано на прием среди ночи замерзших туристов-пассажиров. Единственная радость – очень хорошая лестница, по которой можно было подняться в сторону поселка и выйти на недавно асфальтированную дорогу. Что мы и сделали. После чего провели остаток ночи, пытаясь согреться и дождаться попутный транспорт. Но ждали не так долго - районе 7-ми утра нас подобрал проезжающий мимо китайский грузовичок-фургончик, типа «Исузу», который и добросил нас почти до поляны. Водитель даже не хотел брать с нас денег, но нашей радости настолько не было предела, что мы практически всучили ему 500-ку.
3. Первый день, строительство. Но на самом деле до поляны мы не доехали. Просто был съезд к реке, то ли к старому мосту, то ли к перетяге. От реки до дороги – не более 30 метров. Как оказалось позднее, до поляны мы не доехали с полкилометра, но это даже к лучшему – поляна была заросшая, нетоптаная, и от нее было дальше ходить до леса. Первый день ознаменовался хождением по дебрям в поисках подходящих для рамы лесин, лесоповальными работами, ошкуриванием и цилиндрованием бревен, изготовлением и увязкой рамы, сборкой катамарана. Попутно пытались отоспаться после ужасов бессонной ночи заброски. День также ознаменовался визитом на стройплощадку аборигена. Дедок неопределенного возраста, «за 60», и со следами активного злоупотребления спиртосодержащими напитками зашел поздороваться. Попросил попить. От чая вежливо отказался. Полученным стаканом зачерпнул воды из реки, «охладил трубы». Поинтересовался «чем-нибудь покрепче». Мы ему ответили, что мол «спортсмены и не употребляем». Дедок окинул грустным взглядом четырех полуголых мужиков с топорами и дрекольем (т.е. нас), решил не связываться и убрался восвояси… Позже мы узнали, что на разъезде Сисим осталось 2-3 жилых дома. Местные к сознательному труду непригодны, железнодорожные рабочие и диспетчера работают на станции вахтовым методом. Станция вымирает…
4. Второй день, начало сплава. Без приключений переночевав, с утра, помолясь, отчалили. Немного стоит сказать о самом Сисиме. В период нашего похода была очень высокая вода. Берега подтоплены, болотисты. В районе Щетинкино работает золотопромышленная артель, которая в очередной раз спустила воду из пруда в реку. Сами золотари живут видимо неплохо, т.к. работают уже с десяток лет, и им хватает и на штрафы, и на взятки природноохранным органам, да еще и на жизнь остается… Все встреченные местные на них жаловались, но управы так и не могут найти. В результате чего вода превратилась в коричневатую жижу, похожую на воду рек, вытекающих из болот где-нибудь в Омской или Тюменской областях. Но ни как не чистую горную реку, в которой даже можно было разглядеть спины хариусов, как мы помним из детства… Первые разы даже на чай воду приходилось отстаивать, а компот вообще получался с песком. Приходилось искать ручьи, и запасаться водой, как будто мы не на Сисиме… Только потом, к низовьям, к окончанию маршрута, река начала немного самоочищаться… Кстати, по слухам местные власти продали концессии на разработку золота еще на двух притоках Сисима, что что есть вероятность, что через пару лет реку совсем похоронят. Соответственно, теперь по реке ходит не так много туристов. Стоянки практически не ухожены, не утоптаны. До нас (середина июня) по реке прошли максимум 1-2 команды. Да и то малочисленные, т.к. сами поляны маленькие, подзаросшие молодняком, и на них качественно можно разместить только 1 палатку. Если бы у нас была команда побольше, вторую палатку пришлось бы ставить на кокчарник или на наклонные поверхности.
Собственно, первый день сплава река шла в «разбоях», то распадаясь на 2-3 рукава, то снова сливаясь воедино. Команда «притиралась» друг к другу, отрабатывала команды «на ход», «табань» и т.д. Отрабатывалось также взаимодействие между собой, а также с непонятными личностями, присутствующими на любой посудине – «Гребибля» и «Гребубля». В середине дня проходили какой-то жуткий пост-апокалиптический техногенный ландшафт - огромная поляна с выкорчеванным лесом и перепаханная тракторами, со штабелями чего-то непонятного. Решили, что это база либо строителей автодороги, либо железнодорожников. За день прошли порядка 5 часов, вышли на ночевку на «Волчьей яме». Особые приметы – примерно в середине ходового дня река проходит вод автомобильным мостом, потом прямо по левому берегу реки идет автодорога. Как только автодорога резку уходит налево, слева приток – речка «Бургужуль», сам Сисим разливается на достаточно большой «омут», в конце которого висит оранжевый знак «начало заказника» - вы на месте.
5. Третий день, сплав по заказнику, инспектор, клещи За этот день также прошли порядка 5 часов. Примерно через 1,5 часа после отплытия по левому берегу заметили моторку, причаленную к берегу, рядом с ней – активно машущего руками местного егеря/охотинспектора. Изрядно опухшего и красного от местного воздуха, воды и комаров. И очень напоминающего инспектора ДПС. Наверху, над обрывом были видны домик с антенной, беседка и хозпостройки, но нас туда не пригласили. Инспектор радостно рассмотрел аккуратно увязанные удочки и предложил заплатить штраф 1000 рублей якобы за незаконную рыбалку. Но мы ему вежливо пояснили, что правила знаем, удочки зачехлены, на территории заказника рыбу не ловим и никакого ущерба природе не наносим. Предложение произвести досмотр наших личных вещей на предмет обнаружения ружей и зверски замученных бобров со спущенными шкурками мы также с негодованием отвергли. После чего энтузиазм инспектора поутих, и после 5 минут разговора «за жизнь» - про золотарей, погоду и виды на урожай – нас с миром отпустили. Но инспектор обещал приглядывать за нашим поведением. Мы не возражали. К вечеру дошли до «Красной скалы». Это еще одна из классических стоянок. Расположена на левом берегу, красивая полянка, обустроенная площадка, напиленные пеньки, даже развалины бывшей бани. Особая примета – на правом берегу красивая высоченная скала, стесанная треугольником. Очень красивое и солнечное место. По предварительным планам, на этом месте на следующий день предполагалось остаться на полудневку / дневку, слазить на скалу, походить по тайге. Но увы… За полтора часа сняли с одежды больше десятка клещей. С разницей в полчаса с одного из наших товарищей вытащили два присосавшихся клеща. Общее состояние команды стало очень тревожное. Дабы не искушать судьбу, палатку поставили не в лесу на поляне, а на самом берегу. Спали почти стоя, с наклоном в 20 градусов, ногами почти в воде, с риском среди ночи проснуться в реке, но все обошлось. На утро оставили на одном из деревьев письмо следующим туристам – информацию о клещевой опасности. И еще забавный случай. Перед отплытием решали навести порядок на стоянке. И покидали в костер оставшиеся от предыдущих поколений туристов жестянки. В том числе газовые баллончики для походного примуса. А один из них (предположительно почти пустой) взорвался. Вроде бы и не громко, но Красная скала очень хорошо отразила звук, и он стал похож на звук выстрела. А через пару минут услышали шум мотора. Было очень похоже, что это давешний инспектор выслал группу захвата, и нас сейчас будут вязать по обвинению в браконьерстве… Но обошлось – это случайно в это же время где-то за соседней горкой пролетал самолет ;-).
6. Четвертый день, база, полудневка После победы над клещами отплыли. В этот день прошли немного – порядка 3 часов. Вышли из заказника. И почти сразу же после окончания заказника на Сисиме расположена охотничья база. Собственно там две базы – одна напротив другой, но нужная нам расположена на правом берегу и не очень бросается в глаза. Но зато есть рекламный щит, правда облезлый – «ДОМИКИ, БАНЯ». Чтобы подплыть к ней, нужно зайти в залив по правому берегу. У хозяина базы есть сайт про нее - http://www.sisim.ru/main/, так что собираясь в поход вы не могли бы пройти мимо этого сайта. Сама база старенькая, но крепкая и чистая, ухоженная. Она конечно больше заточена под охотников, но для уставших и пропотевших туристов-водников она также представляет интерес. Основное задние – с камином, бильярдом, кухней – украшено чучелами животных. Большой холл под навесом, со столом и лавками. Домики с кроватями. Много литературы, охотничьих журналов. Удобства в виде классических русских одноочковых туалетов типа «Сортир». Родник/ручеек с холодной ключевой водой, по словам хозяев, обогащенной природным серебром, вкусно. Шаткий мосток над ручейком – русский экстрим. И самое главное – БАНЯ!!! Так что вопрос о полудневке был решен. На базе живет сторож – Владимир. Мужик лет 50, худющий, заросший, но не опустившийся. Не навязчивый, не приставучий, знающий меру. Начитанный – рассказывал истории из журналов и из жизни. Посидели часок, поговорили – и он ушел по своим делам в свой дом. Был нужен – пришел, рассказал, показал – и дальше по своим делам. А какая у него СОБАКА!!! Крупная лайка по кличке Барон. Тоже бывший охотничий пес, на пенсии. Огромный, мохнатый. Добрый. «Собака-улыбака». В общем вышел приятный вечер – после бани готовили походный плов, посидели за столом, выпили, душевно поговорили. А потом решили остаться еще на один день – поматрасничать, перетрясти запасы, порыбачить, короче – поразлагаться.
7. Пятый день, база, дневка Коллектив морально разлагался. Правда, после обеда резко испортилась погода, прошел сильный ливень, так что все были счастливы, что остались.
8. Шестой день, Алгинский порог, рыба. С грустью уходили с базы. Прощались. Собака плакала. Неторопливо, часов за 5, дошли до Алгинского порога. Прошли его «с ходу». Из-за большой воды сам порог выглядел как шивера с резким перепадом воды. Проскочили, лишь слегка замочившись брызгами. Сразу же после порога встали на стоянку на правом берегу. Встали с приключениями – во время начинающегося дождя резкими порывами ветра сорвало натянутый тент. Ловили тент, потом спасали от дождя имущество. Но все обошлось. А на вечерней зорьке наш завхоз, он же – главный рыбак – наловил нам РЫБЫ. Пяток хороших хариусов, больше ладони. А хариус – рыба хитрая, в грязной воде он плевать хотел на наши искусственные мухи всяких расцветок. Взял только на настоящих оводов, наловленных за последние дни. Один овод – один хариус. Так что рыбалка вскоре прекратилась из-за отсутствия приманки. Но рыбки пожарили, отвели душу, отметили выполненную сверхзадачу.
9. Седьмой день, длинный сплав. От Алгинскокго порога пошли почти до самого Гремяченского порога. Шли долго, порядка 8 часов. Немного не сориентировались на карте, считали что проскочим быстро, но это и было нашей ошибкой. Примерно через 4 часа после отплытия проплывали приметное место, прозванное в народе «Стоянка у дяди Коли». Особые приметы – стоянка на правом берегу, с воды просматривается стол и каркас для навеса, висит российский флаг. А через 100 метров от стоянки – невысокий пологий холм и большая поляна-покос. Говорят, там еще можно найти развалины старого дома. Прекрасно оборудованное место, со столиками и площадкой под палатки, натасканными камнями для бани. Но мы прошли это место ходом, о чем впоследствии не раз пожалели. В этот же день прошли «Большой татарский порог» и «Полковничью шиверу». Прошли с ходу и не заметили. Как я уже писал выше, стояла высокая вода, почти все камни были скрыты под водой, все воспринималось ка перекатик – «шумишка». Экстрима – ноль. На первой ступени Гремячинского порога хоть немного побрызгало, передних замочило брызгами с вала. Основная сложность – лавировать между камнями. Не опасно, можно было пройти «танком», но мы же все-таки водники. И нужно правила соблюдать. Так что устраивали слалом - змейку между камней, кружились. Остановились сразу же после первой ступени (там порядка 300-500 метров относительно спокойной воды). Тоже очень приметное и известное место – «стоянка бога Сисима» на левом берегу. Несколько сосен, к ним прикручены таблички – кто, когда и откуда был, также напилены чурбаки для стола. Но за дровами идти далековато – через болото в тайгу.
10. Восьмой день, сплав, Березовое, Сразу же после стоянки начиналась вторая ступень Гремячинского порога. Так что раскачиваться было некогда, и не успевших собраться передних хорошенько обрызгало – чтобы не расслаблялись. Но опять же – в пределах разумного, пролетели и не заметили. Потом река пошла снова в разбои, рукава. Появились пологие заросшие курумником острова, плесы. Народ замечтался о доме. Из особых примет – вдалеке показалась ЛЭП. Это значит, что до выхода – еще порядка 3 часов. Потом будет слева столб ЛЭП, почти на берегу – это означает, что идти еще час. Радостно прошли порог Березовый – напоследок покачались на валах. И чуть не проскочили мимо деревни. Моста уже нет – размыло очередным половодьем. Но быки остались. Мы зачалились на левый берег, вышли в деревню. Нашли уцелевших аборигенов, разведали обстановку. Оказалось – действительно Березовое, но от самой деревни ничего уже почти не осталось. И никого почти не осталось. Шесть жилых домов на одном берегу, четыре – на другом. Пара десятков жителей. Вообще рассказывали, что по Березовому порогу (в 1980-х годах) местные ребятишки летом катались на покрышках – пешком вверх, а потом сплавляются до деревни. А сама деревня была почти центром цивилизации – более 400 человек. Все вымирает… дома пустые, брошенные, частично сохранившиеся со следами уезжавших хозяев, а частично – и полуразрушенные. Говорят, в одном из домов поставлен спутниковый таксофон, но как раз в нашем случае он оказался сломанным. Еще пара лет, и выбраться с реки будет невозможно. Нужно будет планировать выход и заранее договариваться, чтобы в Березовом встречала машина. Или моторка – но это уже из области фантастики. Потому что иначе 40 км по стоячей воде до устья и еще сколько-то до Черемушек по морю – просто физически не выгрести, особенно против ветра. Дабы не упереться в скалу, почти поперек форсировали реку, зачалились и отметили окончание водной части маршрута. На часах – 2 часа дня. Свехзадача – к утру выбраться к парому.
11. Выход с маршрута После того, как зачалились, часть команды занялась просушкой и разборкой катамарана, приготовлением обеда, а вторая часть – поисками транспорта. Всего в деревне есть 3-4 машины, но в момент нашего прибытия все были в разъездах. Правда, через пару часов подъехал местный лесник – Сергей, который повздыхал, что придется делать второй рейс в Черемушки, но согласился довезти. Особе следует остановиться на его машине. Представьте себе УАЗик – типа «козлика», какие раньше были у военных, с тентованной крышей. А потом превратите его в кабриолет – ни стекол, ни крыши, ни даже переднего ветрового стекла. Перекрашен, похоже, кисточкой – в светло-желтый цвет. Но главное – проходим, как трактор! А ехать по горным дорогам более 40 км, более 2 часов. Дорога слова «асфальт» не знала даже во времена Советского Союза, камни, осыпи, ухабы, деревянные мостки, ручьи поперек дороги, увалы и ущелья. Скорость больше 40 км/ч воспринимается как первая космическая, с попыткой тела вылететь из машины, а желудка – из тела. Ну и ветер, холодно. И за такой джипинг русские туристы где-нибудь в Турции готовы платить хорошие деньги. А здесь это – образ жизни. По дороге нам встретились люди на новеньком блестящем Рено Дастере – вышли из машины «до ветру». Но они не дошли до кустиков – увидев нас, кустики им не понадобились. Одевшись во что бы то ни было теплое, с завязанными шапками и в очках - мы были что-то среднее между отступающими солдатами Наполеона, пленными гитлеровцами и спецназом НАТО в камуфляже. Сами себя бы испугались – как в анекдоте. Зато к закату доехали в Черемушки до парома. На самом пароме была будка для перевоза пассажиров – мы в ней и ночевали. С утра переправились на другой берег Енисея. Вообще-то людей с парома встречает рейсовый автобус, но оказалось, что именно в тот день у него выходной. По дороге договорились с водителем переправлявшегося на том же пароме КАМАЗа – он довез до Красноярска груз и двоих из нас. На радостях забыли на пароме весла. Если кому-нибудь понадобятся - поговорите с экипажем парома, думаю, продадут, им такие без надобности. Хорошие были весла, катамаранные, RALT-товские. Остальные двое добирались «своим ходом». Попутка довезла до Балахты (местный райцентр), а оттуда рейсовым автобусом – до Красноярска. К обеду уже встретились в Красноярске на вокзале, и был готовы двигаться домой.
|