Сплав и рыбалка на Большом Питу, или "лопнувшая лодка"
Расскажу одну из своих историй... Студенческая, золотая пора. Когда забот еще нет, окромя сданных или не сданных вовремя сессий. И решили мы однажды, в чудесный летний вечерок, что пора бы "замутить" что нибудь этакое. Было это, дай Бог памяти, вероятно в 1993 году... Хоть и давненько уже, и память, штука такая - упорно старается вычеркивать из своих закутков старые записи, но слов из песни не выкинешь, - был такой случай в нашей практике... На сплаве по одной из далеких, безлюдных речек с названием Большой Пит, в небольшой дружеской компании состоящей из четырех человек и 2х двухместных лодок. Одну из них, как Вы понимаете, гордо занимал я и еще один приятель. Очень потешен вид рыболова на этом сплаве. Так как дело происходит в Сибири и на реке, где вода ледяная круглый год, то обязательным атрибутом одежды является фуфайка и теплая шапка. И крайне нелогично и очень забавно на фоне этого, смотрятся cолнцезащитные очки, которые спасают от светящего прямо в глаза яркого, вечернего солнца! Попробуйте представить себе подобным образом экипированного рыболова.
Сплав был ничем не примечательным, ровно таким, каким он у нас и происходит каждый год. Из особенностей именно этого года была невероятно удачная рыбалка на р. Каменка, где распоясавшийся таймень изломал в клочья спиннинг, да и еще один случай, о котором я сейчас постараюсь поведать...
Но прежде небольшое отступление. Рыболовы со стажем прекрасно помнят те времена, когда отечественная промышленность не баловала рыболова не то что обилием, а вообще, даже минимальным ассортиментом продукции. Рыболовный кан, телескопическая удочка добывались по случаю, а уж надувная лодка - предел мечтаний. Это сейчас, купить лодку ПВХ отличного качества не составляет никакого труда. Но в те времена были только резиновые лодки, которые требовали повышенных требований как к условиям эксплуатации, так и хранения - никакой сырости и значительных перепадов температур. Видимо, холодный гараж для хранения и не подошёл.
На одном из привалов, уже под конец недельного маршрута, под воздействием солнечного нагрева, а вероятнее всего солнечной радиации (шутка, разумеется), одна из лодок рвется вдоль борта. Длина разрыва получается сантиметров 80. Первое, что испытали все участники похода - невероятный шок, ибо максимально, что нам приходилось чинить на резинках до этого - это проколы от неудачно закинутой блесны и мелкие порезы от камней. Осознать всю чрезвычайность этой ситуации получилось не сразу...
Фотография достаточно древняя, но поверьте - то, что мы пытаемся показать - это и есть тот самый разрыв.
Положение осложнялось тем, что был жесточайший цейтнот, так как одному из группы необходимо было срочно плыть дальше, причем на лодке, хоть и оставшейся целой, но требующей подкачки раз в 2-3 часа, так как была старенькая и немного подтравливала. Но насос был всего один и разумеется он никак не мог находиться одновременно в двух лодках. Более того запас продуктов был на нуле, ибо оставался всего лишь один участок длинною в 45 километров и весь остаток еды был оставлен в предыдущей избушке. Но видимо Бог есть, ибо совершенно случайно в этот поход мы взяли клея больше чем обычно, примерно стаканную емкость. Так же был ОЗК и таким образом материалами для ремонта мы были обеспечены.
Однако оптимизма в те годы, как впрочем и сейчас, у нас было хоть отбавляй, что можно увидеть на этой фотографии:
Было решено: двое плывут дальше, оставляя нам все, включая насос, таким образом обрекая себя на большой риск, ибо остаток пути хоть и был не слишком сложным, но "дорога - есть дорога"... Очень сильно рисковали и мы, так как была большая вероятность просто не заклеить лодку и как минимум нам пришлось бы стать отшельниками и жить в лесу, наверное по сей день.
Было оговорено, что если мы не появимся через 3-4 дня, наши путники забьют тревогу, а до этого времени будут молчать как партизаны, чтобы не пугать родителей. Так как городок у нас маленький - была ежедневная вероятность столкнутся "нос к носу" с родителями. Но слава Богу обошлось и тайна была не раскрыта. Мои родители так и по сей день не знают этой истории.
Скажу сразу - заклеить с первого раза не получилось. Были потеряны сутки времени и остаток провизии. Но самое главное - была истрачена значительная часть клея, взять который было просто неоткуда, что разумеется никоим образом не добавляло нам оптимизма. Ошибка заключалась в том, что я начал сшивать разрыв сразу целиком и разумеется к концу шва у меня оказалось, что края просто напросто не сходятся. Вторая попытка оказалась более удачной, ибо учелся негативный опыт и я сделал предварительные стежки через каждые 10-15 см. Клей ушел полностью. Это говорило о том, что третьей попытки у меня просто-напросто не будет. Дали как следует просохнуть клею - целую ночь. Не поверите, но именно в эту ночь возле избушки шарился мишка, не давая спокойно уснуть. Да и честно говоря, сон не шел в голову, было какое-то тревожное предчувствие. Первым делом с утра попили чай, где вместо заварки торжественно плавала веточка смородины. Присоединять насос и пробовать накачивать было шибко боязно, однако никто кроме нас этого не сделает и хоть и страшно, но пробовать надо!
Сплюнув несколько раз через плечо, решительно нажимаю ногой на насос. Борт плавно наполняется воздухом. Перекачать ни в коем случае нельзя! Слава Богу, явного свиста воздуха не слышно, что дает слабую уверенность оказаться дома в ближайшие пару-тройку дней. Тест с мыльной водой по заплатке еще более укрепил нашу уверенность. Начинаем потихоньку собираться. Вещей оставили нам очень много, ведь по другому, в этой ситуации и нельзя было сделать. Друзья шутили, что если останешься жить в лесу - будет хоть чем обмениваться с весьма редкими в тех местах туристами. Туристов мы так и не увидели, а значит все эти килограммы вещей, будут отягощать наши плечи на последних этапах пути. Весьма удручающая перспектива...
До места высадки доплыли без приключений, но насос был все время подсоединен, и подкачивать приходилось постоянно, ибо держать нормативное давления было боязно, а нагрузка лодки была экстремальная. Благополучно добрались до Усть-Пита, сели на "Метеор" и всю обратную дорогу с наслаждением поглощали копчёного хариуса, которым нас угостили соседи по каюте.
Встреча с напарниками была радостная - они действительно за нас переживали и готовы были уже "бить тревогу".
Выводы, которые мы сделали из этой ситуации:
* На солнце пятен нету
* Каждая лодка должна иметь полный ремкомплект и свой насос
* Продуктов мало не бывает!
* Опыт лучше приобретать не в боевых условиях
Да, чуть не забыл: напарники добрались не без приключений, но это будет уже не моя история...
Другие материалы по теме:
Сплав по Чиримбе, июнь 2004
Сплав по Чиримбе, июль 2005
|