Грузоперевозки существуют столько же сколько, наверное, существует цивилизация. Однако поистине грандиозного размаха эта отрасль достигла, когда человечество выросло из коротких штанишек, стало селиться в крупных городах, и управлять огромными государствами. И как ни странно, первой в этом ряду стоит не Древний Рим или Греция, и даже не Древний Египет, а канувшая в лета Ассирийская империя.
Рассказывать об истории этой сверхдержавы древнего мира можно долго. Нас же в данном случае больше волнует прикладной аспект жизнедеятельности древней Ассирии. В стране, которая раскинулась на территории более чем десятка стран современного Ближнего Востока, существовали огромные города с населением в сто и двести тысяч человек - Ниневия, Вавилон, Иерусалим, куда там «просвещенному» Средневековью, где пятитысячный полис считался едва ли центром мира. И транспортная доставка грузов между этими городами-гигантами, становилась во главу угла экономики державы.
Из Финикии в Ниневию, столицу Ассирии, караваны везли ткани и оружие, дорогие вина и фрукты, ценные породы дерева для царских дворцов. Из Вавилона – дорогую мебель. Из Мидии и Урарту – лошадей и камень. И отовсюду гнали рабов. Однако, если с последними все более-менее понятно – пара надсмотрщиков и кнут, то, как быть с остальным, как переправить тонны груза за тысячи километров, через пустыни и степи?
И именно поэтому на Древнем Востоке появились караваны. Глубокое заблуждение, что они состояли только из одних верблюдов да погонщиков. Во-первых, потому, что помимо «кораблей пустыни» здесь также присутствовали и мулы, и лошади, и ослы. А во-вторых, сама по себе организация каравана было делом очень хлопотным и далеко непростым. Во главе его всегда стоял караванщик – человек, как правило, незаурядный: среди его качеств должны были присутствовать и отвага, и харизма. А уж умения читать, писать и находить дорогу по звездам это, как говорится, почти обязательный набор. В подчинении караванщика находились погонщики и стража. Причем количество охранников исчислялось порой сотнями воинов. А чего удивляться, если самый обычный караван состоял из цепочки в тысячу голов животных, которые несли на себе сотни тонн груза, множества рабов, нескольких десятков купцов, немалого запаса золота, серебра, и драгоценностей. Ну и чем не стратегический груз!
Нет, нет, дороги, конечно, были, но далеко не везде. Да и использовались они в основном для курьерской службы. Ассирийцы первыми устроили у себя некое подобие почтовой службы. Через определенные промежутки пути на дорогах стояли перевалочные пункты, где гонцы сменяли лошадей и скакали дальше, нередко покрывая за сутки свыше пятисот километров.
Увы, но в памяти человечества ассирийцы остались как самый жестокий народ за всю историю. Древняя Ассирия просуществовала более полутора тысячи лет и исчезла с политической карты мира в 609 г. до н.э. Ниневия была разрушена и погребена под многовековым слоем песка, ассирийские дороги разрушены. А караваны, что сегодня пересекают пустыни, исчисляются в лучшем случае сотней верблюдов.