В рыболовном магазине тепло. После промозглой улицы, с ее холодом и слякотью, кажется будто вошел не в «Рыболов», а оказался в шатре у восточного хана. Из-за приторных запахов прикормки трудно дышать, на витринах сверкают цветастые блесны, в глаза бросаются твистеры самых ярких расцветок. Справа громоздятся лодки, от которых исходит устойчивый запах резины. Впереди, за ровными рядами спиннингов, нехилый выбор всевозможных курток, полушубков и пуховиков.
Народу немного, утром в будний день многие на работе. В основном знакомые лица, которых не раз встречал на водоеме, бывало даже оприходовал стаканчик-другой. Но заговорить можно абсолютно с любым. Вот так, запросто! Подойти к незнакомому человеку и заговорить, что в другом магазине вызвало бы неловкость и недоумение. Вообще рыболовный магазин может конкурировать разве что с «Автозапчастями», где тоже складывается определенный круг интересов.
Как всегда на неопределенный срок прилипаю к витринам. Вот новопривезенные скользящие Waggler-овские поплавки по какой-то заоблачной цене. Рядом лежат лески, так… вот она моя любимая Frog Hair, лучшей лески на паводки я не видел. Прохожу дальше, задев очарованного крючками мужика. Кидаю беглый взгляд на Rapal-овские воблеры класса Magnum. Что бы швырнуть такую громадину какой же тест нужен? А! Вот поводковый материал TyGer Leader – давно хочу попробовать в деле, говорят можно обойтись без вертлюжков, вязать прямо к блесне. Наконец, пройдя ряды спиннингов G. Loomis, непременно попробовав несколько на «бросок», подхожу к очереди за мотылем, за ним то и пришел.
Продавец, бывалая женщина, умело пакует шевелящиеся красные порции в газету. Бросает как бы между прочим:
- Крупный закончился! Мелкого осталось около килограмма!
В очереди оживление, некоторые уходят. Передо мною остается трое. Мужчина у кассы буркнул:
- Восемьсот мелкого…
- Земляк, совесть поимей! – упрекнул его впередистоящий.
Я присоединился добродушно:
- Коллегам тоже рыбки хочется…
Мужчина призадумался, с силой махнул ракой, будто хотел убить муху на столе:
- Триста!
Продавец улыбнулась:
- Тогда уж триста тридцать…
- Каждому! – возразил я. Магазин залило басовитым мужицким смехом.
Когда вышел на улицу, тело цапнул холод. С неба будто кто-то посыпает солью, снег сыпется ровно, мелко, упав на темный асфальт мгновенно тает. Вот проклятая осень! Уж ударили бы морозы и все, или опять тепло, чтоб на рыбалку с ночевкой. А то ни лето, ни зима. Одно слово – межсезонье. Но и сейчас возле столиков, накрытых пленкой от сырости, толпятся рыбаки. Почти перед всяким «Рыболовом» стоят у входа несколько торговых столиков, даже бывает разделены по специализациям спиннинг-донка-удочка. Хотя еще осень, но рыбаки уже готовятся к зиме: покупают ледобуры для рыбалки, советуются по уловистости мормышек и балансиров. И почему нельзя купить в магазине? Ведь тоже самое, мало того на улице дороже! А все дело в том, что в продавцах каждый узнает себя, ведь все они рыбаки, а значит свои, плохого не продадут. Вот и толпится вокруг них народ, кто-то просто поболтать, кто-то купить – не важно, важно общение с простыми людьми, с которыми всегда можно найти общий язык. Вот парадокс русской души…
Подхожу к «мотылю». За маленьким столиком сидит здоровущий мужик в съехавшей на бок шапке и распахнутом полушубке. Явно не трезв. А как еще продержаться на такой погоде, весь день без движений?
- Мотыль крупный есть? – спрашиваю громко.
Тот сразу оживляется:
- Да! Есть! Хороший мотыль!
- Свежий? А ну, дай посмотреть…
Руки в перчатках с оголенными пальцами, неспешно снимают с деревянного короба тряпку. Под ней толстым слоем копошится мотыль. Действительно хорош! Крупный, свежий, прохладный, каждый червячок живой, налитый силой. Такой на крючке будет вести себя бойко, и тогда рыба непременно клюнет.
Говорю:
- Мне грамм пятьдесят…
Он развел руками, басовито заявил:
- Я не взвешиваю. Только по сто грамм, в коробочках!
- Ну давай, хоть так.
Продавец вручил мне пенопластовую коробку, размером с мыльницу. Быстро осмотрев мотыля, я сунул ее во внутренний карман куртки. Только собрался уходить, как услышал сзади бодрый голос:
- О! Здорова Михалыч! Как торговля?
Я обернулся и увидел прямо перед собой широко улыбающегося мужика. Военный камуфляжный костюм хорошо сидит на нем, плечи широки, тело будто свито из корней могучего дуба. Такой на мотыля вряд ли ловит, скорее уж с квоком на сома, достойного противника.
Они обменялись теплым рукопожатием, перед которым продавец непременно поднялся со стула. Рыбаку с рыбаком не гоже здороваться сидя.
- На рыбалку собрался? – спросил мужик у меня.
- Собрался, - кивнул я в ответ. - Да и к зиме уже надо готовится, вот хочу купить ледобур новый, мой ленинградский уже совсем заржавел. А вообще сегодня не самая лучшая погода для рыбалки...
Он хохотнул:
- Сейчас бы дома сидеть, жену задобрять, мол видишь, люблю тебя, ради тебя отказываясь от рыбалки. Чтоб потом, когда распогодится отпустила без обид.
Все рассмеялись. Долго еще болтали, познакомились, обменялись телефонами. И получилось так, что на рыбалку я в тот день выбрался не один. Душевно тогда посидели, а ведь еще вчера не знали друг друга, но что-то объединило нас, может природа, может рыбалка…
Все-таки хорошо, что я рыбак!
Художественный рассказ. Автор: Паночин Артем.